СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ!

Конкурс на лучшую публикацию Новости

Наш Светик – так нежно, с любовью и гордостью называют её более молодые коллеги. А школьники, студенты и их педагоги, приезжающие на экскурсию в заводской музей истории, никогда не верят, что ей за 80. В это и правда поверить невозможно – она вышагивает по заводской территории бодро и энергично, говорит громко и быстро, жестикулирует выразительно. Её энергия зашкаливает – не многие молодые отличаются таким задором, завидным любопытством и вкусом к жизни. Она всегда в теме: первой узнаёт новости – и мировые, и российские, и заводские, первой читает новые книги популярных авторов. Записана в несколько городских библиотек – берет по 5-7 книг, прочитывает их со скоростью света и через неделю бежит туда за новой порцией. Её феноменальной памяти можно только позавидовать: она знает наизусть практически все телефонные номера своей записной книжки, легко освоила смартфон и общается по нему не хуже любого молодого продвинутого пользователя. Помнит дни рождения и другие памятные даты не только своего ближнего круга (своих друзей, «приятелок» и «товарок», как сама их называет), но и их детей, внуков и просто хороших знакомых. Даже тех, кого уже нет в живых…

Недавно Светлана Васильевна Волкова отметила 65 лет работы на Новосибирском приборостроительном заводе. За этой цифрой – целая жизнь. Длинная, наполненная огромным количеством событий и людей, трудная и не всегда радостная. Но, надо знать Светлану Васильевну: даже в самой крайней ситуации её конёк – бесконечный и всеобъемлющий оптимизм! Она была знакома и дружила с разными людьми. Помнит всех. И сегодня хочется  рассказать о тех, кто оставил в сердце и душе Светланы Васильевны неизгладимый яркий след.        

НАЧАЛО
Школу Света окончила хорошо, всего с двумя четвёрками. Ей не было ещё и 18-ти, когда она устроилась на завод в оптический цех №5 ученицей полировщицы оптических деталей. Без отрыва от производства поступила на вечернее отделение НЭТИ.

«Хорошее было время», – вспоминает Светлана Васильевна. «Но и трудное в бытовом плане. Тогда в оптическом цехе работали настоящие профессионалы своего дела, хотя и не имели никакого образования. Именно перед ними я всегда чувствовала особую ответственность. Они говорили: «Учись, Светка! Видишь, мы какие неграмотные, учись, у тебя получится. Может, и наш труд улучшишь потом»! И когда я получила диплом, первым делом, конечно, побежала в цех – показать моим наставникам плоды моего труда. Институтская группа у нас вообще была уникальная, имена этих людей теперь навсегда вписаны в историю завода: А.М. Гурьев, В.М. Тихонов, Ю.И. Балыков, О.С, Иванов, А.Н. Латышев, А.П. Устюжанин, Е.П. Варов. А дипломы защищали перед самим директором – А.А. Менцем! Как же мы волновались»!

Анатолий Павлович Устюжанин – человек, который сыграл в жизни С.В. Волковой судьбоносную роль. В 1964 году он пригласил её работать в физическую лабораторию цеха опытного производства, где она и проработала почти 20 лет. «Я сразу как-то влилась в этот коллектив, приняла его сердцем, и даже сейчас, спустя много лет, память во всех деталях воспроизводит этих людей, их лица, голоса… Мы выполняли контрольно-юстировочные работы, проверяли внедряемые изделия. Самые важные из них – танковый прицел «Иртыш», уникальные стрелковые приборы танкового и артиллерийского наведения «Обь», «Акация», «Гвоздика», за которые наши известные конструкторы Г.Я. Княжев и Н.С. Кручинин получили Ленинскую премию. А.П. Устюжанин был не только грамотным специалистом, он был вдохновителем и организатором партийной работы. И в 1984, опять же – с лёгкой его руки, началась новая полоса в моей жизни: следующие 20 лет я проработала в профкоме завода, из них 9 лет – его председателем». 

«Борис Савельевич Галущак – это целая эпоха. И в моей жизни, и в жизни завода, и в жизни города… Он был разным – мог и прикрикнуть, и разнос устроить, но и понимающим был, мудрым. Уважением он пользовался огромным. И рабочие, и вообще все сотрудники завода его знали в лицо. Он приходил в цеха, жал мужикам руки, спрашивал, интересовался. Помню, в конце 90-х пришли мы с ним в цех в очередной раз. А времена были трудные тогда – оборонка «лежала на боку», заказов не было, не было и зарплаты. И вдруг он говорит, проникновенно так, по-свойски, обращаясь к работницам: «Потерпите, бабоньки… Потерпите, наступят хорошие времена…»  Прямо вот так и сказал – «Бабоньки»… Ну кто же устоит после таких слов… И работали, конечно, и терпели, и ждали, когда наладится. И наладилось ведь – не сразу, но Борис Савельевич, можно сказать, жизнь положил на этот алтарь…

Он всегда понимал важность работы заводского профсоюза. Именно он первым начал эпоху женщин-председателей. Так вот. 98 год. Денег у завода нет, зарплату выплачивают кое-как по частям, раз в полгода. А в Москве профсоюзы со всей страны собираются, чтобы потребовать заказы у Минобороны. Борис Савельевич мне и говорит: «Надо ехать»! А я ему: «Да как же? Денег же нет совсем». А он решительно так мне говорит: «На такое дело найдём! Только не одна поезжай, возьми с собой активисток». И мы, помню, полетели в Москву. И наша новосибирская делегация была тогда единственной, кто из-за Урала в столицу приехал. А митинг и вправду важный был – для нас всех, для всей оборонной промышленности. Майя Ивановна Монстрова поехала тогда со мной – мне было с ней надёжно». 

Майя Ивановна – ещё одна значимая для Светланы Васильевны фигура. Она работала председателем профкома в ЦКБ. До сих пор её здесь помнят, ведь она занималась всеми вопросами – социальными, хозяйственными, бытовыми, профсоюзными, спортивными. В общем, знала всё и всех, умела найти подход к каждому.

«Её очень любили в ЦКБ и уважали», – вспоминает Светлана Васильевна. «Сам руководитель ЦКБ Г.Н. Попов говорил, что Майя Ивановна – его правая рука. А когда её не было на заводе 2 года – очень её не хватало: она вместе с мужем, главным оптиком завода, была в длительной командировке на Кубе. Умная и мудрая женщина. Конечно, я всегда к ней обращалась, если что-то было непонятно. Она здорово умела проявлять заботу о людях – настоящую, искреннюю, не для галочки. Помню, всем ветеранам на декаду пожилых приобретали набор продуктов – ценовой потолок составлял 300 рублей. Майя Ивановна всегда покупала в эти наборы то, что сам ветеран себе никогда бы не позволил: с её лёгкой руки они пробовали всякие деликатесы, гастрономические изыски. И каждый воспринимал это, как уважение и заботу. Неравнодушным она была человеком, проявляла внимание к каждому. Это большая редкость и большая ценность, конечно»!  

Ещё один товарищ по общественной деятельности – прославленный заводчанин, первый мастер спорта СССР по греко-римской борьбе Савелий Ефимович Шестаков. «Савелий сначала работал в цехе №8, потом в цехе №6. Токарем был от бога, да и вообще – всё умел. Ну и, конечно, был большим общественником. Предцехкома работал много лет, участвовал абсолютно во всех городских, районных спортивных мероприятиях. Карелин (олимпийский чемпион Александр Карелин — ред.) считал его своим наставником, очень они дружили. Очень любил Галущака. Говорил ему: «Ты – Савелич, а я – Савелий». С большим пиететом к нему относился, и Галущак с ним всегда здоровался: «Привет, рабочий класс»! Савелий был в семье пятнадцатым, последним ребёнком, поэтому всегда был хозяйственным, рукастым. Помню, подойдёт ко мне: «Дай подброшу»! Схватит своими ручищами и подбрасывает, как пушинку».  

Евгений Николаевич Андрианов – ещё одна личность космического масштаба. «Женя сначала работал в 14 цехе инструментальщиком. Прекрасно рисовал, делал поделки из дерева, писал стихи, пел в хоре, создал хоккейную команду, тренировал детей – в общем всё успевал. Потом перешёл в ЦКБ в отдел художественного конструирования. Он там создавал приборы и был большим общественником. В 1957 году поехал на Всемирный форум молодёжи и студентов в Москве делегатом от завода, потом был делегатом 23 съезда коммунистической партии. А в 1975 году его проект Монумента Славы на заводе был признан лучшим. До сих пор наш Монумент стоит. Этой осенью Жени не стало – большую, яркую жизнь прожил. В 2017 году к нам обратился автор серии книг «Выдающиеся новосибирцы В.В. Райзберг и мы написали про трёх наших заводчан – Б.С. Галущак, Г.Я. Княжев, С.Е. Шестаков»…

И, конечно, самые любимые люди для Светланы Васильевны, её тыл и мощная опора – это её семья. Муж Владимир Игнатьевич, тоже, кстати, наш бывший заводчанин, которого она любовно называет «папик», сын Андрей, дочь Юля, трое внуков и два правнука, самой младшей – 3 годика.

Темперамент, обаяние и любовь к жизни и ко всему окружающему освещают и согревают всех, кто с нею рядом. Будьте всегда здоровы! Любим и восхищаемся Вами!

Кузнецова Людмила Юрьевна, Новосибирский приборостроительный завод

Просим отправлять Ваши оценки и комментарии по адресу
nskveteran@yandex.ru
Или оставить комментарий на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *