К концу войны насчитывалось более 2,5 млн детей, оставшихся без родителей. Во время войны таких детей оформляли в существовавшие детские дома, (их насчитывалось более 700), в худшем случае – в колонии для несовершеннолетних. Поэтому, сразу же после войны, 9 мая 1945г. И.В. Сталин издал Указ об открытии дополнительных детских домов не только в системе народного образования, но и в колхозах на их же средства и при крупных предприятиях на средства профсоюзов, комсомола и милиции. При колхозах было открыто 400 детских дома. Только для детей погибших отцов было открыто 120 детских дома. В них нашли крышу над головой, тепло, уют 75 000 детей. У нас в городе после войны было 15 детских домов. В сентябре 1945г. не пошли в школу 5000 детей.
В 1941 году на улице Петропавловской было построено красивое кирпичное здание с лепниной, колоннами, балконом, красивым фасадом, чашами под уличные цветы. Здесь разместился детсад от завода «Сибсельмаш». По периметру территории детсада была посажена рябина; разбиты 4 участка для каждой группы детей, которые украшали кусты сирени, шиповника; группками росли яблоньки – дички и две красивые беседки, по обе стороны тротуара к центральному входу в здание, очень гармонировали с ландшафтом территории. Вся эта красота была обнесена высоким сплошным деревянным забором, вдоль которого были посажены с улицы тополя. Внутри здания – порядок и чистота, много цветов, в группах – ковры, везде паркетные полы. Этот райский уголок резко выделялся среди 2-х этажных деревянных домов, построенных для переселенцев. Сегодня эти дома почти все снесены. У них не было даже фундамента. Помню, в 70 годы периметр этих домов укрепляли бетонными завалинками. Сегодня вместо этих домов выстраивают высотные.
Во время ВОВ матери работали по 10 – 12 часов, дети оставались в детсаде на всю неделю. В 1942г. сюда были приняты дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Поэтому сразу после войны было принято решение – быть в этом здании детскому дому.
Так 2 ноября 1945г. это здание получило статус детского дома, который просуществовал до апреля 1963г.
В этом детском доме воспитывалась и я. Нас много было в этом «гнезде», но мы жили одной семьей. У нас все было общее: занятия, спальня, школа, группа, книги, одежда… Первые годы было много ребят – переростков. Десятилетний мог учиться в первом классе, и так далее. Обижали младших.
Прошли уже десятки лет,
Как кончилась война,
Но до сих пор покоя нет,
Все снится мне она.
Во сне порою снится ослепший дед,
А рядышком с ним – я,
Отец уходит с немцами сражаться,
И тихо умирает мать моя.
А наяву припомнятся скитанья
С цыганами по лужам босиком,
Болезни, жалкое питанье
И, как потом попала я в детдом.
В него пришла я на рассвете,
Соседи привели меня, поймав.
С улыбкой окружили дети.
Так для меня закончилась война.
Наказывали, как нам тогда казалось, строго: за малейшую провинность могли оставить без ужина, поставить на цементный пол босиком под лестницу или в нижнем белье – у кабинета директора, привязать к батарее или длинными ногтями «прочистить уши», когда не прекращаем разговор. После чего уши долго болели. Попадало и ремнем, и линейкой, но мы мирились со всем, т.к. прошлое было гораздо тяжелей, да и кому пожалуешься? К тому же мы были детьми, все быстро забывалось, и мы вновь шалили.
Вот, что писала бывшая воспитанница детского дома, а в последствии – начальник Отдела Стандартизации завода «Сибтекстильмаш» Лидия Кучеренко — Мельникова:
— Пусть мы все были одеты в одинаковые зеленые платья, перешитые из военной формы, а вместо пальто – американские бушлаты, но мы были так рады, что сыты, обуты, одеты, в тепле.
Так что словами поэта – земляка Ильи Фонякова скажу:
«Оптимизму учили меня, над слезами смеясь непросохшими,
тех пронзительных дней ребятня: безотцовщина и беспризорщина».
Конечно, эти наказания были только в начальных классах. Став постарше мы уже выполняли требуемое, как зомби.
День был расписан, можно сказать, по минутам, некогда было шалить. У нас работали кружки: выпиливание по дереву, вышивание, вязание, шитье, стрелковый и фотокружок, танцы, хоровое и сольное пение; проводили диспуты, встречи с заслуженными людьми завода, города; натирали своими валенками паркет в группах. Лет через десять его покрасили, девочки седьмого класса ежедневно вечером стали его мыть в группе, в коридоре по очереди. В спальнях мыли полы днем дежурные по спальне. Окна, стены, туалеты мыли, протирали тоже дежурные по очереди. Постиранное белье, шторы, скатерти гладили сами. Шили, вышивали костюмы для танцев, шторы, скатерти, салфетки, дорожки; вязали воротнички к школьным платьям, накидки на подушки и др. Дежурные по кухне – мыли посуду, чистили овощи. Дежурные по столовой – накрывали на столы, убирали посуду. Очень ярко запомнились умело организованные праздники.
Дни рождения. Все дети красиво, аккуратно одетые; посередине огромного зала — празднично накрытые столы, вкусняшки. Звучит музыка! Много цветов! Приходили шефы – комсомольцы и взрослые от профсоюзного комитета завода ССМ, учителя и педагоги со школы; дарили подарки. Мы шустро очищали накрытые столы, смотрели концерт силами воспитанников, а потом – танцы: па дэ — спань, па – де – грасс, вальс, ту – степ и др.
В Новый год в зале ярко горела огромная, трехметровая елка. Встречали деда Мороза со Снегурочкой, разгадывали их загадки. Дети ставили своими силами концерт, пьески, водили хороводы вокруг елки с воспитателями и приглашенными; пели песни, читали стихи. В конце празднования Дед Мороз раздавал подарки.
Очень торжественно проводили прием в пионеры. Посередине зала оформляли «костер». Он горел, как настоящий! Слушали выступления участников ВОВ, читали стихи, а потом – «давали Торжественное Обещание» хорошо учиться и быть примером во всем. Слова «Торжественного Обещания» красочно оформляли на альбомном листке заранее сами вступающие. Слова учили наизусть. Сказав слова «Обещания», каждый по очереди, листок отдавали старшей пионервожатой. После этого под музыку старшая пионервожатая детского дома надевала всем вступившим красный сатиновый галстук, пели пионерские песни. Помню, что концы галстуков всегда были закручены, сколько ни разглаживай.
Ежемесячно ездили в Оперный театр, в ТЮЗ, ходили в кинотеатр «Металлист». Очень запомнился турпоход по Чуйскому тракту после 6 класса. Красавица – Катунь! В разное время дня она разная – то голубая, то бирюзовая, то чуть ли не зеленая! А, как страшно было ехать по тракту! Смотришь в окно из автобуса, а там: с одной стороны – вода, но где – то далеко внизу; с другой стороны автобуса: стена – скала, почти впритык. Дух захватывало!
В детдоме у нас было чем заняться в свободное от занятий время. У нас были коньки, лыжи, позднее появился и велосипед. Играли в волейбол. На все праздники мы готовили концертные номера, пьески, танцы, песни с музыкальным руководителем; ходили выступать в клубы К. Цеткин и А. Покрышкина, в Металлист перед сеансом; некоторые ребята посещали спорт. зал; на все лето ездили в пионерлагерь, где играли в футбол, в волейбол, плавали, загорали; в лесу собирали для гербария растения, цветы; на речке: камушки для коллекций; читали книги, учили стихи и песни, повторяли материал по предмету, который надо было к учебному году за лето «подтянуть». Ежегодно участвовали в зимних и летних спартакиадах среди детей д/домов города. На Новый год лучшие ученики ездили в Оперный театр на городскую елку для детей из детдомов.
Детский дом был открыт при директоре завода Б.В. Саханицким. В декабре 1946г. директором завода стал В.Т. Забалуев. Он очень много сделал для д/дома. При нем, начиная с 1953г. начался обновляться наш гардероб. Были куплены штапельные школьные платья, а позднее и праздничные шерстяные платья для девочек. У мальчиков тоже обновился гардероб. Подарки ко Дню рождения детей стали существеннее. Дни рождения детей отмечали три раза в году, сразу за несколько месяцев. Стал расширен ассортимент кустарников на территории детского дома, построены новые беседки. Основной труд в работу детского дома вложила его многолетний директор – Антонина Николаевна Комиссарова (декабрь 1047г. – октябрь 1956г.)
Школы №40, и №67, завод и детский дом были едины. Шефы – комсомольцы с завода помогали с учебой, заливали каток зимой, привозили подарки. Детский дом стоял на балансе завода, как дополнительный цех до 1958г. Потом перешел в ведение ГорОНО. Воспитатели постоянно посещали школы, а педагоги школы всегда были желанными гостями у детей. Я на всю жизнь сохранила теплую память о своей первой учительнице – Лубенецкой Доре Федоровне – партизанке Брянских лесов, с которой поддерживала связь всю ее жизнь. Она много рассказывала нам о подвигах своих друзей, разучивала с нами песни военных лет. Она и умерла в рядах демонстрантов на 7 ноября. Ей было 85 лет. Всегда помню о преподавателях – Титковой Евдокии Михайловне, Евсюковой Марии Яковлевне – жен участников ВОВ! А как можно забыть Ивана Максимовича Щербакова – бывшего лыжника – разведчика в годы ВОВ? Об этих людях можно рассказывать бесконечно! Добрых, отзывчивых, бескорыстных! Таких педагогов сегодня, вряд ли, найдешь среди всего педагогического персонала! Очень жаль, что люди очерствели, обеднели душой!
Ежегодно в нашем детском доме воспитывались 110 – 120 детей. Нас содержали только до 14 лет, т.е. по 7-й класс, т.к. стране нужны были рабочие руки. Музыкально одаренных мальчиков после четвертого класса ежегодно отбирали в военное музыкальное училище при Окружном Доме Офицеров. Они стали военными музыкантами. Многие из них приобрели и гражданскую профессию. А, вообще, исполнилось 14 лет, закончил или не закончил 7 классов, иди в ремесленное училище №1 при заводе ССМ получать специальность или сразу на завод. Теперь ремесленное училище №1 переименовано в колледж имени А.И. Покрышкина. Лишь немногим удалось после детдома поступить в «Сельхозмашиностроительный» или Радиотехнический техникум, тоже при заводе, т.к. надо было закончить 7класс без троек, и сдать вступительные. Сдал вступительные на 4 и 5 — учись! При выходе из детдома таким детям выдавали одежду, в которой ходили. Детям, которых забирали родственники, не давали вообще ничего, не смотря на то, что родственники сами жили кое – как. Поступившие в техникум жили в общежитии, на стипендию. Иногда приходилось пересдавать, т.к. за тройки стипендию не платили. Иногда я с подружками по общежитию ходили на хлебозавод в ночную смену поработать, чтобы наесться вдоволь хотя бы забракованного хлеба. Особенно нам нравились крошки от булочек – посыпушек. Конечно, нам не платили, мы – несовершеннолетние, работали нелегально.
В социуме мы приживались тяжело, т.к. в детдоме жили на всем готовом, не надо было ни о чем думать, беспокоиться, только знай выполняй то, что от тебя требуют и молчи! Все в одинаковых условиях, и ни шагу в сторону, никакой самостоятельности. Дети в таких условиях зомбируются, а за оградой — свои задачки, вопросы — порой неразрешимые, и мы стремились выживать.
После ремесленного училища и техникума многие ребята продолжили учебу в высших учебных заведениях. Среди выпускников нашего детдома есть техники, инженеры, геологи, педагоги, художники, работники авиации, спортсмены, военные музыканты и, даже, директор завода.
И не важно, кто кем стал, инженером или рабочим, важно, что все состоялись, как личности: создали семьи, воспитали детей, внуков, достойно прожили свои годы. Все мы разные: грубые и скромные, вспыльчивые и молчаливые, но все с открытою душой, готовые прийти на помощь любому, поддержать в любой ситуации, честные, трудолюбивые, добросовестные, справедливые. Нам ничего не давалось просто. За квартиру работали и дворниками, и на кирпичном заводе, вступали в кооперативы, в которые надо было вкладывать, как и сегодня, огромные деньги. А где их брать? Работали, работали и работали везде и «на всю катушку». Занимали деньги под запись у друзей, порой и по 5 рублей. Отдавали и снова занимали; выкручивались, как могли! Все было! Школа и детский дом воспитали в нас чувства долга, ответственности, преодоление препятствий и высокую любовь к Родине. Эти качества мы пронесли через всю жизнь. Спотыкались, вставали и шли дальше. Жизнь нас закалила, и мы все невзгоды, тяготы переносили, как само собой разумеющееся. И, как бы судьба не крутила нами, мы выстояли, и достойно пронесли по жизни слова Н. Островского: «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так. чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
Годы войны далеки. Нет больше нашего «гнездышка», где мы жили одной семьей, где встречались по праздникам, как родные, но остались его воспитанники, их дети и внуки, впитавшие в себя горечь и радость своих родителей.
Прошли годы, отошли косички, забылись и стерлись все обиды, а годы, проведенные в детском доме, приходят во сне, всплывают, как самые лучшие годы моей жизни. Мне как – то сказали:
— Это было давно, пора и забыть!
Забыть???… Как?.. Зачем? Зачем забывать людей, заменивших родителей?
А как можно забыть исковерканное детство, неполноценную юность и закомплексованность, живущую в нас и поныне? Мое детство со мной, во мне! Очень жаль, что здание детского дома теперь для нас чужое. Заходить в него, как прежде, мы не можем, а смотреть со стороны очень больно, но я посещаю его, словно организовываю встречу с детством.
В 1963г. наш детский дом расформировали, не дав закончить учебный год. Детей разбросали по детдомам города, а дошколят увезли в г. Барабинск. На такой красивой территории построили противотуберкулезную больницу, гаражи, какие- то склады – все сравняли, не узнать той цветущей территории. Здание д/ дома превратили в лабораторию. Фасад здания стерт, заложен кирпичом.
Это было давно, в сорок пятом
Был открыт детский дом для детей.
Годы шли, разлетелись «орлята».
Нет детдома, больница теперь.
Я не представляю, что было бы со мной, не попади в детский дом. Сегодня я с благодарностью вспоминаю уроки воспитателей, которые так усердно учили нас выживать, а мы сопротивлялись; учили нас не поддаваться трудностям, а мы пасовали; заставляли лучше учиться, а нам не хотелось. Жизнь заставила нас вспомнить все уроки, преподнесенные в детском доме.
В первую очередь я благодарна нашей Советской армии, спасшей нас от фашизма, ее маршалам, умело выстраивающим тактику боев, ее солдатам и офицерам, смело идущим на смерть ради всеобщей Победы!
Мне очень повезло в жизни с педагогами, друзьями! С одними – встречаюсь, с другими созваниваюсь. Многих уже нет, но они – со мной, никого не забыла! Я мечтала создать дополнительную страничку в истории завода, района. Для этого собрала большой материал о своем детском доме. Такого нет ни об одном детском доме города, области. Воспоминания легли в написание книги «Дети солдат». Книги, поделки, фотографии, рисунки того времени сданы в Центр истории развития Ленинского района. Надеюсь, что работники центра найдут возможность оформить УГОЛОК о детском доме №9 Ленинского района.
Я прожила сложную, но интересную жизнь! Я счастлива, что воспитывалась в детском доме №9, что жизнь закалила меня и наградила прекрасными друзьями! Всю свою жизнь я посвятила людям: боролась за их судьбы; помогала, как могла; активно участвовала в жизни коллектива завода, района. Я горда тем, что была нужна людям! Выйдя на пенсию в 66 лет, я продолжила работу на общественных началах в Совете ветеранов Ленинского района, где проработала 15 лет. Организовала с нуля две большие первичные ветеранские организации: при ЖЭУ 58 и на «Чистой слободе», которая продолжает успешно работать. Сегодня ее возглавляет Е.Н. Кириевская. Новый состав Совета ветеранов первичной ветеранской организации полон сил и энергии для продолжения начатой работы. Здесь работает замечательный коллектив ТОСа, который возглавляет прекрасная женщина Л.В. Клементьева. Избирательный округ курирует чуткий и внимательный депутат Городского Совета К.Е. Покровский, который оказывает населению всевозможную помощь. Я желаю обеим общественным организациям еще больших общих успехов в работе с населением, здоровья и оптимизма!
И сегодня, когда идет кровопролитие в Украине, я невольно вспоминаю свое военное детство и с горечью воспринимаю все происходящее. И также, как в годы ВОВ, люди всей России объединились, чтобы помогать фронту, нашим солдатам и офицерам.
Шьют, вяжут, плетут маскировочные сети, отправляют посылки с продуктами и др.; артисты ставят концерты для наших бойцов, порой прямо на передовой. Мы всей душой с нашими ребятами! Мы можем петь, плясать, веселиться, ходить в театры, кино – у нас нет войны. Слава Богу! Так, пусть же наша энергия летит к нашим бойцам и помогает им громить врага!
Сегодня я, как и много лет назад, провожу в школах уроки мужества. В 2022г. у меня вышла книга «Дети войны», в которой я описала жизнь детей в детском доме после войны и их становление во взрослой жизни, кто кем стал. Я провожу беседы с детьми, понемногу пишу стихи.
Сегодня в преддверии 79 годовщины открытия Детского дома №9 Ленинского района, я через расстояния кричу вам:
«Дорогие мои друзья — бывшие воспитанники детского дома, одноклассники! Я люблю вас и помню! От всей души поздравляю с грядущим 80-летием Великой Победы и с 79-летием открытия детского дома, который нас поставил на ноги и дал путевку в жизнь! Желаю мирного неба, крепкого здоровья, благополучия и больших духовных сил! Пусть всегда вас окружают любимые дети, ласковые внуки, верные друзья и добрые, отзывчивые соседи! Будьте счастливы!
Мельникова Валентина Михайловна
Об авторе:
«Всю свою жизнь я посвятила людям: боролась за их судьбы; помогала, как могла; активно участвовала в жизни коллектива завода, района. Я горда тем, что была нужна людям! Выйдя на пенсию в 66 лет, я продолжила работу на общественных началах в Совете ветеранов района, где проработала 15 лет. Организовала с нуля две большие первичные ветеранские организации: при ЖЭУ 58 и на «Чистой слободе», которая продолжает успешно работать», — В.М. Мельникова.
Просим отправлять Ваши оценки и комментарии по адресу
nskveteran@yandex.ru
или оставить комментарий на сайте.
Уважаемая Валентина Михайловна низкий вам поклон за искренний рассказ и огромную любовь к жизни !