Война из детской памяти

Конкурс на лучшую публикацию Новости
Марьясова Л.М.

Родилась я 5 октября года в городе Ленинграде. Родители работали на Кировском судостроительном заводе. Перед войной по семейным обстоятельствам (из-за болезни бабушки) переехали в Калининскую область в деревню Заовражье в 450 км от Москвы.

В мае 1941 года отца мобилизовали, а вскоре началась война. Получили извещение о том, что он пропал без вести в июле 1942 года и жили надеждой что он жив и вернется домой.

Война быстро приближалась к нашей деревне. Все, кто смог эвакуировались в Челябинск, а мы остались — больная бабушка не могла передвигаться.

Над деревней пролетали немецкие самолеты, было очень страшно, маскировали окна чем могли. Однажды мы увидели, как два фашистских самолета сбили наш «ястребок», и он упал в лес. Погибшего летчика похоронили на почетном месте у деревни. Ухаживали за могилой и взрослые, и школьники. Осенью 2023 года нашлись родственники погибшего летчика и перезахоронили его на родине, на Вологодчине.

Вскоре через деревню стали проходить беженцы со Смоленщины. Жители деревни кормили их и помогали чем могли. Однажды бабушка привела в дом женщину с четырьмя детьми и накормила их. Одна маленькая девочка потихоньку плакала, оказалось, что немцы убили ее маму во время обстрела в лесу. Проходившие мимо люди услышали плач, одна женщина с детьми взяла девочку с собой, хотя у самой было трое детей. Я отдала девочке свою куклу, она прижала ее к себе и перестала плакать. Так много горя принесла война, так много детей стало сиротами…

Фронт был в пятнадцати километрах от деревни. Однажды утром в деревню прибыли наши, советские солдаты, прилетели наши «ястребки». Все были рады, и когда командир обратился за помощью, и стар и млад вязали маты для маскировки самолетов. Немцы так и не смогли обнаружить «ястребки».

Красивое хлебное поле,
А рядом ромашки и васильки,
Здесь в войну стояли самолеты
И женщины чехлы для них плели.
Плели чехлы те из соломы
Мы, ребятишки, помогали как могли,
Чтоб скрыть от немцев самолеты, —
Маскировались все они.
За нашу помощь нас кормили
Каким же вкусным был солдатский тот обед
И суп гороховый, и каша,
И свежеиспеченный хлеб
Закончилась война, зарубцевались раны,
И нет уж тех воронок на полях,
Стоят хлеба красиво наливные
Готовя людям хлеб на их столах

(Л. Марьясова)

Вскоре ястребки улетели, фронт отодвинулся на запад, началось наступление.
Всех колхозных лошадей забрали для фронта, люди плакали, их провожая. Пришлось пахать землю на быках.

Однажды к нам в деревню на машинах привезли больных и израненных лошадей. Лошади смотрели на людей будто просили о помощи.
Председатель колхоза Петр Иванович Кудрявцев попросил нашу маму выходить лошадей. Тетя Катя и мы с подружкой Тамарой помогали, поили сывороткой, молоком, потом кормили свежескошенной травой. Люди несли кто что мог: хлеб, лепешки, варенку (картошку). Лечили лошадей березовым дегтем, травами, из сушеной травы делали порошок и присыпали раны.
И выходили! Когда лошади смогли встать, выйти на лужайку, все жители села собрались это увидеть, радовались. Петр Иванович благодарил маму, тетю Катю, нам с Тамарой дал по кусочку сахара. И люди нас благодарили.
Лошадей оставили в колхозе, это была огромная подмога на сенокосе, на обработке земли.

Немцев мы увидели пленных, они работали на торфоразработках, готовили брикеты для котельных. Осенью их направили в деревню копать картошку, разрешали ее печь и есть. Когда мы увидели их впервые, они стояли жалкие, худющие, плохо одетые и обутые. Наши женщины, мамы и бабушки, приносили им кто молоко, кто яйца или картофельную лепешку. А ведь мы и сами-то жили впроголодь…

            Мы, дети, помогали колхозу: сгребали траву на сенокосах, сушили сено, осенью после уроков копали картошку и в поле, и на своих огородах, мальчики косили, девочки жали пшеницу и ячмень серпами. Мы привыкли с детства трудиться и многое умели.

Закончилась война, пришла и к нам в село Победа
И слезы радости и слезы горя
В тот день рыдали все селяне,
Оплакивая всех, кого не вернула война.

Досталось нашим мамам,
Пахали на быках и сеяли и жали.
А мы подростки и даже малышня,
Как могли им помогали.

Однажды к нам в село копать картошку
Пленных немцев из райцентра привезли.
Сбежались все, узнав такое, —
Они ж нам столько горя принесли.

А мы, вся малышня села,
Набив камнями все свои карманы,
Решили ими немцев забросать
За то, что все у нас хотели отобрать.

За не вернувшихся с войны отцов,
За отнятое детство наше,
За слезы наших мам и трудное житье,
Хотелось немцам отомстить за все!

Смотрели немцы те на нас, а мы на них.
И тишина стояла гробовая.
Вдруг несколько из них
Картузы с головы своей стянули.

И поняли селяне все без слов:
Так о прощении они просили.
И молча все мы разошлись.
А мамы все в слезах нам говорили,

Что немцы эти тоже люди,
И камни в них бросать нельзя.
Погнал их Гитлер на войну,
Что подневольные они,
нет теперь у них ни дома, ни семьи.

С тех пор прошло уж много лет,
А память детства не забыла послевоенные года, войну.
Как жили впроголодь, как выживали,
Великодушие святое наших мам, их милосердие и доброту.
(Л. Марьясова)

Еще было далеко до Победы, когда мы собрались в школу, в первый класс. Вместе с мамами, которые когда-то тоже учились в этой старенькой деревянной школе навели порядок, подготовили классы к занятиям и 1 сентября пришли в школу.
У всей ребятни сумки были сшиты из холстины (из ткани). Бумаги не было, писали на газетах, старых книгах, линовали и писали. Чернила носили в пузырьках, готовили из сока свеклы, поэтому они были красные. Были и черные чернила, из сажи, которую доставали из печных труб. Ручки выдавали в школе с настоящим пером. Букварей не хватало на всех, было по одному на деревню, на 8-10 человек, читали по очереди. Мы старались хорошо учиться, получали четверки и пятерки.

Отопление в классах было печное, каждый день после уроков мальчики постарше пилили и кололи дрова, а мы, первоклассники носили их по 1-2 штуки.

Рано утром учительница Прасковья Николаевна топила печи и когда начинались уроки было тепло.

Наша первая учительница Татьяна Александровна, добрая и внимательная к каждому из нас, вскоре уехала, а к нам прислали Нину Михайловну и Александра Ивановича. Они жили в Киеве, чудом остались в живых.

В школе организовали живой уголок, в котором жили кролики, ворона со сломанной лапой, бабочки-шелкопряды. Мы кормили животных, лечили ворону, для бабочек приносили листья дуба, чтобы они откладывали яйца на листьях.

Был у нас и свой пришкольный участок, где выращивали овощи и даже возили их на выставку в Дом пионеров в районный центр за двадцать километров на телеге, машин в деревне не было. Занимали первые места, особенно за огромные тыквы. Занимались художественной самодеятельностью и выступали в Доме пионеров. И это заслуга наших учителей.

Они многому нас научили, не только знаниям, но и доброте, уважению к труду своему и чужому, заботе о младших и слабых, уважению к старшим.

Сельским учителям

Ты помнишь, как учились мы с тобой
В сельской школе на горе.
Как арифметику учили,
Пытались разобраться в букваре.
Учили нас труду и уваженью,
Познаниям в ботанике и русском языке.
Остались в памяти у нас с тобою
Учителя, живущие в селе.
Как много знали эти люди,
И как добры же были к нам,
Тем ребятишкам из селений,
Бегущим в школу по утрам.
С тех пор прошло немало зим и весен,
Когда учились в школе мы,
Но помним тех учителей любимых
Их вклад неоценим.
(Л. Марьясова)

После окончания семилетки мы с подружкой поступили в техникум, стали учиться на технолога бумажного производства. Техникум находился за двадцать километров от деревни. В субботу домой пешком, а в воскресенье обратно, — за четыре года учебы большой километраж набегали. Старались учиться на стипендию, чтобы самим себя прокормить и помочь мамам.

После окончания техникума получили направление на Сахалин, и большой группой, двадцать три человека, отправились в путешествие на поезде до Владивостока, затем на пароходе до сахалинского порта. Добирались больше недели.

Нас с подружками направили в город Долинск, где на японском оборудовании выпускали бумагу, картон, тетради. Мне довелось работать в училище, готовить кадры для бумзаводов Сахалина. В училище работала преподавателем, мастером, заместителем директора по учебно-производственной работе. Закончила заочно педагогический институт и двенадцать лет возглавляла учебно-курсовой комбинат в Южно-Сахалинске. Сахалин стал для нас родным, оставил самые добрые воспоминания. Добрые люди, красивая природа, благодатный край, ягоды, грибы, рыба. После выхода на пенсию мы с мужем приехали к дочери и внучкам в Новосибирск.

Я много лет принимала участие в работе совета ветеранов Советского района города Новосибирска (председатель Лыбин Е.Е.), возглавляла организационно-методическую комиссию. Участвовала и в проводимых фестивалях в ДК Академия, выступала в школах, читала свои стихи о войне, о пережитом в годы войны и послевоенное время.

В своей работе мы большое внимание уделяли участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны, особенно одиноко проживающим. Их здоровью, госпитализации, заботе о них. По воспоминаниям участников войны удалось собранный материал оформить в виде буклета и раздать родственникам. По состоянию здоровья и возрасту передала дела Степановой О.М., человеку ответственному, активному, доброму и общительному, умеющему организовать коллектив. Уверена, что возглавляемая мною комиссия в надежных руках.

Марьясова Лидия Михайловна

Об авторе:

Родилась Лидия Михайловна 05.10.1936 г. Образование высшее педагогическое. Общий стаж работы 35 лет.
После выхода на пенсию активно включилась в работу ветеранской организации Советского района и с 2005 года является членом совета. Была председателем организационно-методической комиссии.
Лидия Михайловна за активное участие в работе районного Совета ветеранов неоднократно награждалась почетными грамотами, ценными подарками районного, городского и областного советов ветеранов, Советом Федерации РФ, Губернатором Новосибирской области, Почетными грамотами мэрии и Администрации района.
Занесена в Книгу Почета Новосибирского городского совета ветеранов

Просим отправлять Ваши оценки и комментарии на
nskveteran@yandex.ru
или оставить комментарий на сайте.

1 thought on “Война из детской памяти

  1. Низкий поклон Лидии Михайловне Марьясовой за пронзительный рассказ. Читала со слезами на глазах. Считаю, что он должен стать активно читаемым школьниками, чтоб ценили жизнь, были добрыми и отзывчивыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *