Воспоминания через призму времени

Конкурс на лучшую публикацию Новости

Мой отец Бекетов Иван Леонтьевич родился в 1912 году в селе Камышенка, Петропавловского района, Алтайского края. Ему выпала трудная и в какой-то степени героическая судьба.

Мой отец Бекетов Иван Леонтьевич в военные годы

В пятнадцать лет пережил голод, ему удалось помочь спасти от голодной смерти младших сестер и младшего брата, участвовал в войне с Финляндией, в Великой Отечественной войне, затем в 1945 году в войне с Японией, несколько раз был ранен, но всегда возвращался в строй. Отец рассказывал, что не раз он был на волосок от смерти, но всегда  как он считал, его спасала материнская молитва. И он всегда носил крестик в маленьком карманчике военных брюк, носить его на шее опасался, так как вера в Бога тогда не приветствовалась в Красной Армии, особенно в первый год войны. «Материнская молитва со дна моря поднимает, — запомни дочка», — говорил мне отец, когда моему маленькому сынишке предстояла серьезная операция, и все обошлось Слава Богу.

Отец был прекрасным остроумным рассказчиком, душой компании, обладал искрометным чувством юмора, не зная нотной грамоты играл на аккордеоне, на гармошке, на гитаре, балалайке и других музыкальных инструментах, был лучшим танцором, а его любимой песней была: «Раскинулось море широко, и волны бушуют вдали», пел он тоже прекрасно. Можно долго рассказывать, как все отпуска он проводил на малой родине в Камышенке, помогал сестрам косить сено, готовить кизяки на зиму, которыми отапливали хаты, ремонтировал крышу, ставил новый загон или забор и т. д. Выслал  младшей сестренке деньги на путевку в Белокуриху, когда она обезножила, и радон помог,  домой она возвратилась на своих ногах.

Лучше поздно, чем никогда.

Но при всем при этом мой отец был далеко не идеальным человеком со сложным характером, был очень требовательным и строгим. Прежде всего к себе, но и к членам  своей семьи, и  друзьям — тоже.  Помню, как маленькая я старалась во всем подражать папе Ване, видела как он любил свою дочурку. Очень хотела научиться  красиво делать зарядку по утрам, шутить так, чтобы долго никто не мог догадаться, что это хохма.. Отец учил меня и окрестных ребятишек кататься на лыжах, учил нас делать скворечники, сам их развешивал высоко-высоко, и мы гордились, когда в них селились скворцы, слушали, как виртуозно они поют.

Но когда  я стала подростком,  мне с отцом стало общаться очень нелегко, я также поняла, что и маме с ним тоже жить непросто. Я считала, что он слишком много требует, придирается по мелочам, мы жили в своем доме, и на мне была уборка, поливка, прополка огорода. Водопровод в доме был, но поскольку мы проживали на горе,  то летом вода появлялась только тогда, когда долго шли дожди или перед выборами. Так что мне, как и родителям приходилось носить питьевую воду из далекого колодца. Отец требовал  также, чтобы после занятий я сразу же шла домой, чтобы в 10 вечера, кроме исключительных случаев, я всегда была дома. Мама была более мягким человеком, но главой нашей небольшой ячейки общества был отец, и  спорить  с ним было бесполезно. Помню я убежала играть и забыла вымыть пол,  так отец спокойным голосом заставил меня делать уборку поздно вечером, и спать в этот день  я отправилась в полночь. Поэтому баловнем судьбы в юности я не была. Не баловали меня и особыми нарядами, хотя в семье был определенный достаток. Наверное разногласия с отцом и стали одной из причин того, что после окончания школы я решила уехать из Новокузнецка поступать в Томск.  Да и потом, когда возвратилась в родной город, у меня еще долго не было с отцом полного взаимопонимания. И лишь годы спустя,  когда я сполна успела хлебнуть жизненных невзгод, я вдруг поняла, что смогла все беды преодолеть, в том числе, во многом благодаря отцовскому воспитанию,  и упорству, которое он передал мне по наследству, это он научил меня не пасовать перед трудностями, не бояться проблем. А еще мне стало ясно, что его упрямый,  суровый, мужественный характер сформировался, закалился в горниле тех потрясений, которые ему с детства пришлось пережить вместе со страной.

О судьбе деда Леонтия

  Родное село моего отца Камышенка зародилась во время великого переселения крестьян из малоземельных районов средней полосы России на плодородные земли Алтайского края, кстати и нынешняя территория Алтайского края, и территория Новосибирской области, если мне не изменяет память, входили когда-то в состав Томской губернии. Как рассказывали родственники, отец моего отца,  дед Леонтий родился  в телеге, когда переселенцы три месяца на конях добирались  до Алтайского края. Семья обосновалась в селе Камышенка, получила земельный надел, строились, создавали крепкое хозяйство. Время шло…  Моему деду Леонтию довелось участвовать в Первой мировой войне. Он пережил и плен, откуда ему уже с территории Европы удалось вместе с товарищем бежать через несколько границ. Помогали добрые люди. Пробирались ночью, днем прятались, однажды  пришлось переждать день в огромном стогу сена недалеко от какой-то деревни. Неожиданно появились пастухи со стадом овец, с   огромными овчарками. Собаки сразу же обнаружили беглецов, было ясно, что удачному побегу пришел конец. Но пастухи отнеслись с сочувствием, дали хлеба, вяленого мяса, сыра и показали тропинку, куда дальше идти, когда наступит ночь….Так мой дед вернулся в родную деревню к семье.

Голод

Скоро  грянула революция, далее коллективизация, образовались колхозы и совхозы, крепкие селяне объявлялись кулаками и подкулачниками, выселялись в Нарым. Семья Бекетовых осталась в селе, но былого благополучия не было, наступали голодные годы. Отец вспоминал, как представители комитета бедноты вместе с представителями власти ходили по домам и помогали конфисковывать последнее зерно и последнюю муку у крестьян, забирали даже со стола уже просеянную муку, подготовленную для стряпни.  В это жестокое время стране были нужны ресурсы, чтобы поднимать промышленность, но вряд ли это оправдывает голодомор. Когда отцу исполнилось 15 лет,  к семье Бекетовых, как и ко многим другим семьям, костлявой рукой  подкрался голод, ели траву: крапиву, лебеду, щавель, собирали листья бадана, хлеб пекли из мякины, добавляли даже распаренную измельченную солому.  Чтобы хоть как-то помочь,  отец решил устроиться  на курорт Белокуриха конюхом,  где тогда лечились руководители области,  и где, несмотря на голодное время неплохо кормили пациентов. Он стал собирать и сушить хлебные корки, которые отдавали лошадям, а в выходной день пешком шел домой  около 40 километров,  передавал сухари, и сразу же, не отдохнув, шел обратно, чтобы успеть к началу рабочего дня. Об этом мне тоже рассказали его сестры.

Кузнецкий металлургический комбинат

Зимой 1929-1930  в селе появились вербовщики — предлагали поехать в Кузнецк (с 1932 по 1961 Сталинск) на строительство металлургического комбината. Отца привлекла романтика и перспектива новой жизни. Строители жили сначала в палатках и землянках. Главные механизмы: носилки, кирки, да лопаты. Из спецодежды бывшим селянам  выдали лапти, их, чтобы дольше держались, умельцы окунали на несколько секунд в расплавленную смолу.  Как вспоминает отец, морозы стояли такие сильные, что воробьи замерзали на лету и падали. Но строители продолжали работать. Постепенно порядка становилось больше, завод рос на глазах.  Были построены первые бараки, в которых из благ цивилизации было электричество,  и это казалось замечательным, открылись бани,  и лучшим работникам выдавали талончики на внеочередное посещение.  Со временем стали выдавать и нормальную спецодежду,  были построены столовые, амбулатория, больница. “Всему этому, мы радовались, как дети”, — вспоминал Иван Леонтьевич. Могу сказать, что по роду своей деятельности, я изучала историю Кузнецкстроя. Благодаря энтузиазму  и героическим усилиям рабочих, инженеров,  руководителей,  благодаря знаменитым металлургам, таким, как Бардин, металлургический комбинат в Кузнецкой котловине был построен за 1000 дней!  Когда мы еще увидим такие темпы при сегодняшних высоких технологиях?   Я не стесняюсь этих пафосных слов. Еще несколько слов о мечтах и реальности. Отец  в селе окончил 2 класса церковно-приходской школы, другого образования получить не удалось. А когда впервые увидел самолеты, заболел небом,  но из-за скудости образования мечту эту осуществить, как он этого не добивался, не удалось. Иван Бекетов получил менее романтическую специальность, стал высококлассным шофером.

О войне с Финляндией

Как участник этой войны, отец был уверен, что несмотря на большие потери среди наших солдат, война с Финляндией, которая продолжалась с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940, была необходима, чтобы накануне подготовки войны с Германией отодвинуть границу в районе Карельского перешейка. Наши войска долго не могли взять линию Маннергейма, несмотря на то, что атакам предшествовала большая артиллерийская подготовка. Поэтому среди наших солдат ходили слухи, что все укрепления были залиты каучуком,  и поэтому бомбы подскакивали и взрывались в воздухе, не нанося вреда противнику, таким образом была создана иллюзия неприступности.  Вскоре началась более серьезная подготовка к прорыву линии Маннергейма, прошло обучение личного состава, были  созданы штурмовые группы, проведена разведка боем, чтобы дезориентировать противника, казавшаяся неприступной, линия Маннергейма была повержена. Итогом войны стало согласие Финляндии на все требования Советского Союза.

Дорога жизни

Отец — участник Великой Отечественной войны. Однажды я попросила его рассказать о самых запоминающихся событиях. Оказалось  что самым трудным было время, когда он возил  зимой грузы на полуторке по льду Ладожского озера в осажденный Ленинград.

 Военно-автомобильная зимняя дорога через Ладогу, протяженностью 30 километров, которую назвали дорогой жизни, действовала с ноября 1941 по март 1943 года. Поскольку машины часто проваливались под лед, двери кабины были сняты с двух сторон, чтобы в случае чрезвычайной ситуации у водителя было больше шансов спастись.

На ледовой дороге были расставлены вешки,  дежурили регулировщики, по берегам работали зенитки, но вражеские самолеты все равно налетали часто,  водители в метель нередко сбивались с пути.

Обычно необходимо было сделать два рейса до Ленинграда и обратно, а в особых случаях требовалось сделать три таких рейса. Из-за мороза и ветра водители замерзали так, что зуб на зуб не попадал, ноги ничего не чувствовали. Согреться удавалось только  вечером, когда выдавали фронтовые сто грамм. Из-за переохлаждения и прицепилось к отцу тяжелое  заболевание: облитерирующий эндартериит, с которым он  боролся не один десяток лет, А я не могла понять, почему отец ходит по дому в сапогах, почему у него столько теплых вязаных носков, почему в ответ на мои вопросы он  отшучивается. И лишь недавно я узнала про диагноз, что при этом заболевании происходит закупорка мелких сосудов и поражение периферических артерий нижних конечностей, сопровождающееся сильными болями, что ноги при этом постоянно мерзнут. А  отец на здоровье никогда не жаловался.
Он бережно хранил благодарность командующего Ленинградским фронтом Георгия Жукова, наград у него тоже было немало, но я об этом не расспрашивала, о чем сожалею,  а он не рассказывал. Много лет спустя, когда он уже ушел, разбирая бумаги, я наткнулась на  газету “Правда”, где на первой странице была напечатана  благодарность Сталина за особые заслуги нескольким военным, среди них  фамилия моего отца, но и об этом он тоже никогда не рассказывал.

Японский синдром 1945

Короткая война Советского Союза с Японией с 9 августа по 2 сентября 1945 года стала завершающим этапом Второй мировой войны. Как вспоминал Иван Леонтьевич, вначале мая 1945 года  по Транссибирской железнодорожной магистрали непрерывным потоком шли воинские эшелоны на Дальний Восток. В ходе проведения Маньчжурской наступательной операции  Советскому Союзу удалось в очень короткий срок  перебросить войска с Западного фронта на Дальний Восток. Туда были направлены наиболее подготовленные боевые части из состава Вооруженных сил, воевавших на германском фронте. В одном из эшелонов был направлен в Приамурье и мой отец. Эшелон шел через всю страну несколько недель.  Сразу же началась подготовка к наступлению. Было образовано три фронта: Забайкальский, Дальневосточный и 2-й Дальневосточный.  В полночь с 8 на 9 августа наступление началось на земле в воздухе и на море одновременно, вскоре были форсированы реки Амур и Уссури, взят Харбин. Квантунская армия была, уничтожена, 80 тысяч человек сдались в плен. Закончился период сорокалетнего гнета народа Кореи, а народ Китая получил возможность самостоятельно решать свою судьбу.
 Вскоре за отцом закрепили трехосновной грузовой автомобиль фирмы «Студебеккер», эти американские автомобили поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу. Новый автомобиль отличался повышенной проходимостью и грузоподъемностью, легко заводился, меньше грохотал, восхищению не было предела. И вновь под колесами  отцовского автомобиля пролетали километры военных дорог, началась перевозка грузов из Японии в Советский Союз. Особенно много грузов перебазировалось в то время из Харбина в Благовещенск. 

Отец с однополчанами после победы в Японской войне

Быть нужным

После трех войн отец возвратился в Сталинск в 1947 году, был зачислен на службу в военизированную пожарную часть № 9 водителем пожарной машины, где и проработал до выхода на пенсию до 1973 года. Женился, построил дом, с высокими потолками, с большим светлым залом. В этом доме я выросла, каким же уютным был этот дом. Отец прожил  в этом доме до 92 лет, сам садил огород, копал картошку, ходил за продуктами, мне разрешалось только мыть пол. В последние годы своей жизни отец часто говорил: “Давай поговорим, дочка”, — а я всегда куда-то спешила, так и не удалось поговорить по душам с самым родным человеком…

В военизированной пожарной части № 9. Отец внизу справа.

Соловьева  Любовь Ивановна

Об авторе:
Соловьева Л.И. родилась в 1956, образование высшее, ветеран труда РФ, в Новосибирск переехала в 2014 году. Член совета ветеранов Октябрьского района. По мнению автора, Новосибирск отличается тем, что в городе проживает много представителей творческой и научной интеллигенции. Здесь много учреждений культуры, проводится много мероприятий, спортивных состязаний, что позволяет человеку в любом возрасте жить интересной насыщенной жизнью.

Просим отправлять Ваши оценки и комментарии по адресу
nskveteran@yandex.ru
или оставить комментарий на сайте.

1 thought on “Воспоминания через призму времени

  1. Рассказ об отце наполнен любовью и большой гордостью за его целеустремленный характер. Прочитала на одном дыхании. Через строки рассказа увидела образ человека, который перенес все тяготы жизни, даже несправедливость, но когда враг вторгся в пределы Родины, стал на защиту родной земли. И конечно, сожаление автора, что при жизни отца не успела с ним поговорить подробно о его жизни. Так, к сожалению бывает. Но главное счастье, что он был!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *