Экстремальный прямой эфир по Большой Нахаловке состоялся! Погода была огонь. Судите сами! Пересмотрев поняли, что из-за дождя немного прервался конец прогулки, эфир отключился сам собой. А мы бы с удовольствием продолжили. Будем надеяться, что в следующий раз повезет. Стоит ли включить в перечень летних пешеходных экскурсий такую, антигламурную? ⠀ Хорошего настроения! Большое спасибо всем за внимание!
Большая Нахаловка — историческое место в Железнодорожном и Заельцовском районах Новосибирска, возникшее в результате самовольного заселения в конце XIX века.
Большая Нахаловка расположена в Железнодорожном и (частично) Заельцовском районах Новосибирска. С западной стороны её территорию ограничивает река Обь, с северной — долина 1-й Ельцовки, с восточной — Владимировская улица.
Большая Нахаловка возникла на территории современного Новосибирска в 1898—1900 годы в результате самовольной постройки жилья вдоль побережья Оби на земле Кабинета Его Императорского Величества. Первое время в этом месте селились бедные люди, приехавшие сюда в поисках работы на железной дороге. Но в скором времени здесь стали появляться различные «притоны» и «малиновки», место становилось криминальным. Полицейские и пожарные безрезультатно пытались бороться с незаконным строительством жилья, разрушали дома и печи, однако самовольные постройки вновь возникали.
В 1912 году уральский предприниматель В. П. Злоказов на улице Нобеля (совр. улица Ногина) приобрёл участок рядом с «Нефтяным товариществом братьев Нобель» и построил Винокуренный завод № 7, однако развитию завода помешал объявленный в августе 1914 года «сухой закон», позднее предприятию помешал «сухой закон», который объявили при советской власти, из-за чего спирт на заводе производился лишь для «технических» нужд и в небольшом количестве. Только в 1926 году для его производственной деятельности появились нормальные условия, тогда завод по мимо своих помещений занял также и помещения, принадлежавшие «Нефтяному товариществу братьев Нобель».
После Октябрьской революции вопрос о незаконности построек на территории Нахаловки был снят, так как большевики считали своей опорой бедные слои населения.
Период 1920—1930 годов был для этой территории экономически благополучным, в Нахаловке и возле неё возникает сеть объединённых железнодорожной ветвью взаимосвязанных предприятий: расположенные здесь хромовый и кожный заводы перерабатывали кожу животных, которую доставляли при помощи вагонеток с находящегося рядом мясокомбината. Жители Нахаловки работали на этих предприятиях: на нефтебазе, сухарном, масло- и спиртзаводах. Население трущоб держало в хозяйстве птиц, коров, свиней, которых кормили отходами спиртзавода (т. н. барда).
Нахаловка являла собой странную смесь из черт нарождающегося индустриального города и уклада сельской, патриархальной жизни, которую перенесли сюда переселенцы из сел и деревень. В тридцатые годы на этих улицах еще водили хороводы взрослые девушки и парни. Любимым музыкальным инструментом оставалась балалайка, на которой умели играть многие парни. В выходные и по вечерам молодежь группировалась возле музыкантов, пела песни. В традиции были и народные игры: бить-бежать или лапта.
После Великой Отечественной войны жизнь в районе трущоб пришла в упадок, здесь стали селиться бывшие заключённые и беглые преступники, которые самовольно застраивали земельные участки.