ВСЁ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА… К 100-летию КОЛОНДЫ Г.Е.

Конкурс на лучшую публикацию Новости

Редко встречаются люди, кого потом вспоминаем как самых светлых и самых значимых для тебя. Светлые люди всегда притягательны. К ним хочется быть ближе, чаще встречаться, общаться, впитывать частичку этого света.
В моей жизни было таких немного. Это моя мама Анна Павловна, два лучших друга Александр Яковлевич Анцупов и Анатолий Петрович Неверов, подруга юности Елена и директор завода «Экран» Георгий Емельянович Колонда.

Колонда Г.Е.

Завод «Экран»

Решение о строительстве в Новосибирске завода по производству электронно-лучевых приборов было принято по Постановлению Совета Министров СССР от 22 июня 1948 года. Само строительство началось в 1950 году. Завод должен был выпускать приборы для радиолокации и телевидения, а это требует больших затрат в воде, тепле, газе и электричестве. Всё это называется энергоёмкое производство.

Названия «Экран» у завода ещё не было, а был только трёхзначный номер. Подобные заводы так и назывались — номерные. И вызвано это было вопросами секретности, поскольку предприятие находилось в ведении Министерства радиотехнической промышленности, а его подопечные отпускали продукцию заводам, производящим военную технику. Потом завод перешёл в ведение Министерства электронной промышленности, номер остался, но это был номер почтового ящика — п/я 30.

Как и в годы Великой Отечественной войны, завод начал выпускать продукцию, не будучи полностью построенным. 13 апреля 1954 года он был введён в частичную эксплуатацию и к концу года выдал первую продукцию, давшую ему название — кинескоп. Чуть позже объясню, почему так назвали. На первом этапе, кроме кинескопов, выпускались ещё и осциллографические трубки, но по массовости производства они значительно уступали кинескопам. С 1959 года завод начал выпускать фотоэлектронные умножители и электронно-оптические преобразователи.

Теперь техника развивается так быстро, что молодым читателям приходится объяснять, что же такое кинескоп и причём тут экран. Начать придётся с описания электронной лампы. Радиолампа — это стеклянный баллончик, из которого выкачан воздух. Поэтому такие устройства называются электронно-вакуумные. А электронные они потому, что разными металлическим штуковинами в радиолампах заставляют «бегать с препятствиями» электроны. Радиолампы позволяют генерировать, усиливать и преобразовывать электрические сигналы. Эти сигналы «оживляют» все устройства, в которые вставляют батарейки. Правда, теперь в таких устройствах электроны бегают с препятствиями не в вакууме, а в полупроводниках.

У электронно-лучевых приборов задача несколько иная. По большому счёту, это тоже радиолампы, но они делают электрический сигнал видимым. В осциллографических трубках в виде линии, а в кинескопах — картинки. Это происходит, когда электроны «ударяют» люминофор, и он начинает светиться. Люминофор наносят на дно стеклянной колбы, и это дно колбы образует экран, на котором появляется картинка. Вот, собственно «Экран» и появился.

Гораздо интереснее обстоит дело с фотоэлектронными умножителями и электронно-оптическими преобразователями. Хотя слово «вакуум» в их названии отсутствует, это тоже вакуумные приборы. Умножители усиливают электрические сигналы, полученные под воздействием видимого света. А преобразователи усиливают электромагнитные волны невидимой человеческим глазом части света. И это основная деталь — сердце приборов ночного видения.

Надеюсь, теперь понятно, почему первоначально завод был номерным. Прицел был на то, что завод будет выпускать прицелы — такая вот тавтология.

Но самым массовым видом продукции завода долгие годы были кинескопы. Эти устройства постоянно модернизировались: экран становился больше, а в «глубину» — всё меньше. В Советском Союзе выпускалось большое количество телевизоров разных марок, но электронная начинка, в том числе кинескоп, были унифицированы. В 1960 году в стране был произведён миллион телевизоров, а в 1970 году — уже 6 млн. И именно в 1970 году завод «Экран» награждается орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение производственных показателей и организацию выпуска новой продукции.

Долгое время кинескоп был единственной «лампой» в полностью полупроводниковых телевизорах. Но технический прогресс вывел на рынок сначала жидкокристаллические, а потом светодиодные (LED) экраны. В 1994 году производство кинескопов прекратили.

Всё описанное выше приведено для того, чтобы было понятно, каким сложным и ответственным производством руководил Георгий Емельянович Колонда.

Георгий Емельянович пришёл на завод «Экран» в сложное для предприятия время — шло освоение выпуска новой продукции. И шло не очень удачно, если не сказать — очень неудачно. В Москве состоялась коллегия министерства, на которой разбиралась ситуация на заводе. Это называлось тогда «вызвать на ковёр», «снять стружку» и «пропесочить». Могли последовать и «оргвыводы», а директор к тому времени проработал в этой должности всего полгода.

Колонда осознал всю сложность положения, и на заводе была создана специальная команда из грамотных, опытных специалистов, которая методом «мозгового штурма» выработала предложения по исправлению ситуации. И она была выправлена. Это показало заводчанам, что новый директор, а он был третьим по счёту, способен привести их к большим достижениям.

Георгий Емельянович постоянно учился и совершенствовал свои знания. Работая ещё на Чкаловском заводе, он заочно окончил исторический факультет пединститута. Но на этом не остановился и сразу поступил во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.

Однако и этого было мало, и он закончил аспирантуру при институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения академии наук. Написал и в 1971 году защитил кандидатскую диссертацию, став кандидатом экономических наук.

Могу с уверенностью сказать, что за время директорства Георгия Емельяновича завод преобразился, ожил и зажил!

Был принцип — добросовестный труд на благо страны и завода должен быть отмечен. Такие лозунги, как «Всё для человека, всё во имя человека!», «Рабочая совесть — лучший контролёр», «Честь коллектива — твоя честь!» не были для него просто лозунгами.

Он научил своих руководителей «засвечивать» проблему нехватки жилья и «тормошить» руководство района и города. В ту пору жильё давали бесплатно. Но он обязывал начальников отделов и цехов вместе с нуждающимися ходить на приём к руководителям города. Так создавалось мощное общественное мнение.

За то время, когда я был начальником цеха № 18, нам удалось получить четыре квартиры! Этому научил молодого начальника цеха Колонда!

За время работы Георгия Емельяновича была построена четырёхэтажная поликлиника общей площадью, пожалуй, не меньше, чем районная поликлиника № 27. Отличие нашей поликлиники было в том, что она была оборудована по последнему слову техники. Туда стремились устроиться работать врачи, поскольку завод доплачивал к достаточно скудной по тем временам заработной плате приличную надбавку. На постоянной основе там работало не менее двух десятков профильных специалистов.

В ту пору, когда я работал в соцбыте, директор завода поставил очередную задачу: обеспечить доставку заводчан транспортом от площади Калинина. Общественный транспорт работал тогда из рук вон плохо, особенно в вечернее время. Службе соцбыта удалось договориться и с транспортным управлением, и с мэрией. Опять же, часть расходов мы взяли на себя, поэтому проезд был бесплатным. Мне даже доверили обкатать новый маршрут «Площадь Калинина — завод „Экран“» и присвоить ему номер, что я с удовольствием и сделал: номер был «7–Э». Я неделю катался в качестве экскурсовода. Сколько радости было у заводчан, когда они слышали, как я на площади Калинина с воодушевлением кричал в громкоговоритель: «Через „Экран“ на Лебедевку. Пока бесплатно!!!»

Особое внимание Георгий Емельянович уделял общепиту — супруга моя работала в ту пору в заводской столовой и видела, как еженедельно он проходил по всем цехам и складам, проверял чистоту и качество пищи, дегустировал блюда. С удовольствием шутил и поднимал женщинам настроение. Поварам все время говорил: «Не обижайтесь, есть же правило — доверяй, но проверяй».

Колонда прикладывал немало усилий для того, чтобы заводчане могли не только продуктивно работать, но и отдыхать.

Помню, что на заводе чуть ли не в каждом цехе были оборудованы бани. В них после работы заводчане могли отдохнуть и расслабиться. Начальники цехов и отделов выкладывались и соревновались по полной, стараясь сделать так, чтобы их сауна была лучшей… В саунах было абсолютно всё: и разнообразные спортивные снаряды, и теннис, и бильярд, и бассейны, душ «Шарко».

Георгий Емельянович Колонда всегда следовал девизу древнеримского поэта и оратора Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух!» Он любил спорт и тех, кто им занимается.

Наш директор всячески поощрял занятия спортом, постоянно проводились различные соревнования: по волейболу, лыжам, теннису, футболу, шахматам.

Мы были в числе первых в Новосибирской области, когда сделали освещённую лыжню.
— Сами же понимаете, что зимой темнеет очень рано, а оздоравливать людей нужно, — считал Колонда.
Поэтому были закуплены столбы, подвешены провода. А светильники мы производили сами. После работы, вечером, люди приходили на лыжню, укрепляли здоровье и поднимали спортивный дух. «Побочным» эффектом оказалось то, что резко снизилась преступность в лесной зоне.

Необходимо отметить, что на заводе «Экран» постоянно проводились конкурсы профессионального мастерства. Участвовала в них не одна сотня человек. Соревнования проводились на звание лучшего по профессии, например: «Токарь», «Стеклодув», «Стекловар», «Фрезеровщик» и так далее. Премиальный фонд закладывался даже больше, нежели на проводимых общегородских конкурсах мастеров. Наши премии были, по крайней мере, не меньше тех, что были там. Я несколько раз принимал участие в качестве члена жюри на заводе «Электросигнал», и наши заводчане, впоследствии победители городских конкурсов, показывали там высочайший профессионализм, завоёвывая высокие места.

Георгий Емельянович использовал разнообразные методы, приёмы и усилия для того, чтобы сплотить коллектив, поддержать единение людей. Он следовал этому принципу всю свою жизнь и строил работу на заводе так, чтобы у всех сотрудников и работников сложились хорошие, товарищеские отношения и атмосфера на заводе была благоприятной.

Особенно ярко подтверждалось это единение на праздничных демонстрациях. Директор возглавлял нашу колонну. В перерывах движения обходил её, здоровался за руку, подбадривал добрым словом, шуткой. Как мне казалось, мы и «ура!» кричали тогда громче и дружнее всех. Это был единый коллектив, созданный опытнейшим и внимательным человеком.

Семья о Георгии Емельяновиче

В своё время дети и внуки Георгия Емельяновича рассказывали мне, что основным смыслом в его жизни всегда были завод, семья и страна. Всё это было как единое целое!

Он очень любил свою супругу Веру Константиновну, которая пожертвовав успешной комсомольской карьерой посвятила ему всю жизнь!

Внуки Андрей и Ирина рассказывали, что они с нетерпением ждали выходных, поскольку дедушка очень любил заниматься с ними — гулять, рассказывать какие-то истории.

Андрей говорил, что однажды он взял его с собой на пешую экскурсию по заводу. Дед рассказывал ему обо всех цехах, что делает каждый из них. Ему запомнилось, что огромная территория завода составляла 63 гектара, как говорил дед: «Всего на один гектар меньше Ватикана». По пути не было ни одного человека, с которым бы не поздоровался и не пожал руку Георгий Емельянович. Людей же было множество, почти ко всем дед обращался по имени!  Однажды директор протянул руку рабочему, а тот засмущался, покраснел и, отдёрнув руку, сказал:
— Георгий Емельянович, у меня рука грязная…
Дед успел поймать его руку, пожал и сказал ему:
— Самое главное, чтобы душа была чистая…»

Искренняя благодарность всем, кто принял участие
в подготовке этой главы: это члены семьи —
Андрей Геннадьевич Колонда, Ирина Лацких (Колонда)
и ветераны завода «Экран».

Приглашаем всех «колондят» 2 мая 2023 года на митинг, посвящённый столетию со дня рождения нашего любимого руководителя и учителя.
Он состоится в сквере у основания улицы Георгия Колонды.
Время проведения — 16:00.

Мокровицкий В. М.

Об авторе:

Вся жизнь автора связана с Новосибирском. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь истоки его трудовой биографии, здесь его семейные корни. Виктор Михайлович Мокровицкий родился 22 февраля 1953 года в городе Новосибирске в обычной советской семье. В 1960 году Виктор Мокровицкий начал учиться в школе №44, затем продолжил обучение в школе №159 Заельцовского района, после окончания которой, в 1968 году, поступил в Новосибирский авиационный техникум. Во время учебы, с 1968 по 1972 год, работал в НИИЖТе в подсобных мастерских, на строительных площадках, в студенческих отрядах. Закончил Новосибирский авиационный техникум в 1972 году по специальности техник-технолог по обработке металлов резанием. Получил распределение на завод имени Чкалова и работал фрезеровщиком до призыва в ряды Советской Армии. С 1973 по 1975 год служил в рядах Советской Армии в Высшей Военно-инженерной академии имени Жуковского в городе Москве. Командир отделения, заместитель командира взвода, секретарь комсомольской организации роты, сержант… Участник Всеармейского совещания секретарей комсомольской организации в г. Москве. Там же вступил в ряды КПСС. После службы в Советской Армии, с 1975 по 1993 годы, работал на заводе «Экран» мастером, инженером, начальником цеха. Общественная работа – секретарь комсомольской организации цеха, парторг цеха, в дальнейшем член обкома профсоюза работников электронной промышленности. Во время работы на заводе Мокровицкий Виктор Михайлович поступает в НИИЖТ, по окончании которого получает квалификацию экономист. После 1992 года работает в бизнесе. Построил торговый центр «Европа».
С 2009 года является Председателем совета предпринимателей Заельцовского района.

Просим отправлять Ваши оценки и комментарии по адресу
nskveteran@yandex.ru
Или оставить комментарий на сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *