В школе он планировал связать свою жизнь с биологией, а стал одним из самых известных создателей коллайдеров. Александр Николаевич Скринский — почётный житель Новосибирска.
Путь в науку у Александра Скринского начался в раннем детстве. Он хорошо знал биологию, летом ездил в деревню изучать моллюсков. Но в девять лет с мамой попал на лекцию по ядерной физике. Таинственная, пугающая сила для 1945 года. И тогда Скринский впервые задумался: вдруг это — его истинное призвание?
После окончания МГУ он попадает в лабораторию новых методов ускорения к Андрею Будкеру — ещё не подозревая, как это имя повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Там группа учёных готовится к смелым экспериментам с элементарными частицами: работает над созданием установки со встречными пучками ВЭП-1. Эту идею видные исследователи называли «полной и безответственной фантастикой» и дали отрицательные отзывы на проект. Благо, новаторов поддержал Игорь Курчатов — главный научрук атомного проекта СССР. Рискнул — и не прогадал: ВЭП-1 стал одним из первых в мире коллайдеров.
Кстати, потом только один из тех учёных-рецензентов признал свою неправоту, когда установка ВЭП-1 уже вовсю выдавала синхротронное излучение пучков. А Институт ядерной физики, созданный на основе той самой московской лаборатории, уже базировался в Новосибирске.Александр Скринский приезжает в Академгородок в 1962 году. Становится академиком в 34 года — в истории академии наук он до сих пор остаётся самым молодым физиком-экспериментатором из всех избиравшихся действительных членов.
А в 1977 году заступает на должность директора ИЯФ. Под руководством Скринского был создан ряд ускорительных комплексов со встречными пучками на различные диапазоны энергий — уникальных физических приборов для исследований свойств элементарных частиц. Александр Николаевич разработал метод электронного охлаждения ионных пучков, который широко применяется в современных ускорителях тяжёлых частиц для улучшения их параметров.
Скринский возглавлял ИЯФ до 2015 года — целых 38 лет. За это время институт стал одним из самых крупных в академической системе. Его сотрудники работали в Новосибирске, при этом создавали большой андронный коллайдер в Швейцарии, делали установки по всему миру.
Среди учеников Скринского — один академик, четыре члена-корреспондента РАН, 15 докторов наук, 45 кандидатов. Несмотря на преклонный возраст, Александр Николаевич продолжает научную работу — участвует в проведении уникальных экспериментов в области физики высоких энергий на принципиально новых коллайдерах. Академик уже не раз доказал, что невозможное возможно. Почему бы не сделать это снова? Дело, достойное почётного жителя Новосибирска!
Подробности — в видео из нашего цикла «Гордость города»: