Пластиковые карточки стали привычным способом хранения денег. Казалось бы, финансы надежно защищены, ведь карта всегда под рукой, а получить наличность или рассчитаться в магазине можно, только зная пин-код. Однако мошенники изыскивают всевозможные способы для обмана.
На телефон человека с разных номеров приходят СМС-сообщения: «Ваша карта заблокирована, звоните по телефону (например, 8(800)…или любой другой номер)…Ваш Сбербанк». Он перезванивает на указанный в СМС-сообщении номер, по которому отвечают и представляются работниками банков. В дальнейшем человеку предлагают подойти к ближайшему банкомату и диктуют, какие надо сделать операции, а он переводит на номера и счета злоумышленников свои денежные средства или сообщает все пароли, которые поступают к нему на мобильный телефон. Так у злоумышленников появляется доступ к мобильному банку.
При поступлении подобных сообщений или звонков от сотрудников банка не сообщайте никаких данных о себе, в том числе коды и пароли, которые поступали к вам на мобильный телефон. Необходимо обращаться за разъяснениями напрямую в банк. Вопрос мошенничества может быть разрешен только в органе полиции.
Специалисты приводят пример еще одной мошеннической схемы: поступило обращение женщины, которая разместила на сайте объявление о продаже дивана, ей позвонил молодой человек, который заверил ее, что диван ему подходит и устраивает цена в 11 тысяч рублей. Он попросил, чтобы продавец назвала ему номер банковской карты, куда он перечислит деньги – денежные средства сразу же поступили на счет продавца, но сумма была не 11 тысяч, а 19 тысяч рублей. После этого поступил звонок от покупателя: он ошибся и отправил другую сумму, попросил сообщить срок действия банковской карты и номер с обратной стороны карты (СVV/CVC-код). После этого без уведомления был подключен «СберБанк-онлайн» и сняты денежные средства со всех счетов женщины.
Мошенники используют еще одну схему: человеку поступает звонок на номер телефона или приходит СМС-сообщение с просьбой позвонить по указанному в нем номеру. Как только человек ответит на звонок или перезвонит, со счета его номера телефона могут быть сняты денежные средства.
Когда на мобильный телефон поступает СМС-сообщение с текстом: «Я ошибочно перечислила на ваш номер 100 рублей, верните их, пожалуйста, на мой номер…», – не перезванивайте и не переводите никаких денег. Если человек действительно совершил ошибку при пополнении счета, у него есть возможность самостоятельно вернуть их, обратившись к хозяйствующему субъекту, через которого происходило пополнение счета.
По информации управления МВД России по городу Новосибирску, наибольший всплеск мошенничества и краж с банковских счетов зафиксирован в 2020 году: с 4 878 до 7 341 факта за год. В 2021 году удалось снизить количество зарегистрированных мошенничеств на 18,5 % – до 6 020 преступлений.
Среди мошенничеств к отдельной категории относятся преступления, совершенные в отношении людей пожилого возраста. Эта категория горожан наиболее доверчива и уязвима, чем и пользуются мошенники.
По факту мошеннических действий необходимо обращаться в районное отделение полиции.
По факту продажи товаров и предоставления услуг ненадлежащего качества необходимо обращаться к специалистам отделов защиты прав потребителей администраций районов или мэрии города Новосибирска.