Вот уже несколько дней лежала она, отвернувшись к стене, отрешённая, красивая, молодая. На вопросы не отвечала, поражённая убийственным диагнозом: злокачественная лимфома. Жизнь потеряла всякий смысл. Валя Морозова.… Одна из первых моих пациенток. Было это в начале 60-х годов в гематологическом отделении областной больницы г. Новосибирска.
Я, только что окончившая институт, мечтала быть кардиологом, собиралась после распределения ехать в г. Камень-на-Оби. Случилось то, что случилось: внезапно, ещё в период сдачи выпускных экзаменов, умирает отец, а у матери выявили рак четвёртой степени. В те годы с перераспределением было очень строго. В городе предложили мне две вакансии: детского травматолога и врача – лаборанта в Областной больнице. Пришлось выбрать второе.
В клинической лаборатории Областной больницы приняли меня хорошо, специалисты очень были нужны. Не предполагала тогда, что навсегда полюблю, казалось бы сухую, нудную специальность; смогла увидеть в ней ту удивительно интересную жемчужину, которая стала всей моей жизнью. На многие годы посетило меня какое-то озарение (не боюсь сознаться в этом), особое чутьё и интуиция в почти безошибочной дифференцировке патологических клеток крови. А ведь это почти диагноз! Да так оно и было.
Всё началось с первых же дней работы. Я очень благодарна заведующей лабораторией Давыдович Рахиль Вольфовне, которая наставляла меня на первых порах, а вскоре направила вместе с двумя лаборантами в поликлиническое отделение, расположенное тут же, во дворе, на самостоятельную работу. Это было настоящей школой. Пришлось познавать в ускоренном темпе все азы лабораторного дела: зондировала больных, исследовала мочу, проводила копрологические исследования, разделывала мокроту, училась делать мазки периферической крови, считать форменные элементы в камере. С момента работы с кровью, в особенности при подсчёте лейкоцитарной формулы с интересом поняла, что клетки крови абсолютно неоднородны, необходимо уметь дифференцировать и правильно называть их. Это очень важно, ошибиться нельзя.
На первых порах работала очень много, уходила домой поздно, так как опыта не было никакого, а нагрузка колоссальная.. Очень уставали глаза от многочасового микроскопирования, по дороге домой боялась попасть под машину из-за мелькания в глазах. Несмотря на все сложности, моя специальность начинала мне нравиться, в особенности гематологический раздел. В то же время работали на кафедре госпитальной терапии замечательные молодые ассистенты: Калаев Валентин Александрович и Медведко Станислав Сергеевич (кстати, в него мы, молодые врачи, были немножко влюблены). Они никогда не отказывали мне в помощи разобраться с патологией крови. Тогда впервые увидела и поняла, что такое гемоцитобласт (сейчас нет такого термина этого родоначальника кроветворения), научилась видеть его в мазках крови и костного мозга. Было безумно интересно.
Помню день, когда в лабораторию зашла заведующая будущего гематологического отделения Лосева Мария Ильинична. Кандидат медицинских наук, в недалёком будущем доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета НГМИ, а с 1971 по 2000гг заведующая кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета, профессор. Она объявила, что для открытия новой службы нужен врач-лаборант. Работа предстоит серьёзная: нужно уметь не только работать с патологической кровью, но и смотреть препараты костного мозга, лимфатических узлов, то есть осуществлять диагностику. Все присутствующие врачи лаборатории переглянулись, но никто не изъявил желания. «Ну а Вы, Фаина Сергеевна, хотели бы работать в гематологической лаборатории?» Я была самая молодая, малоопытная, но предложение приняла сразу. Ведь так интересно! Потом не спала всю ночь, представила, что завтра отделение на 60 коек заполнится больными, мне на стол положат препараты крови и костного мозга, а я так мало знаю. Ужас, преступное самомнение!
Первые 2-3 месяца я буквально жила в лаборатории, обложившись книгами, гематологическими атласами. Мария Ильинична была для меня и непосредственным начальником, и строгим учителем. Без преувеличения — она сделала из меня специалиста. Обладая высокой эрудицией, твёрдым характером (я называла её «железным Феликсом») она заставляла меня клинически мыслить, а не просто просиживать в лаборатории.
Вскоре она сказала: «Фаина Сергеевна, Вы никогда не будете хорошим морфологом, если не будете вести больных. Врач лаборант-гематолог должен мыслить всегда!» С тех пор в течение 9 лет я вела больных гематологического отделения на общественных началах. Современные врачи, наверное, не представляют как можно работать бесплатно. Но тогда ради дела, ради повышения квалификации это было необходимо. Я это понимала. А ещё позднее поняла то, что лабораторная диагностика онко-гематологических заболеваний следует «Московской школе»: важна тесная связь больного и морфологии.
Я научилась делать стернальные пункции, трепанобиопсию, пункционную биопсию лимфоузлов и новообразований. В мои обязанности также входило пунктировать всех больных гематологического консультативного приёма в поликлинике. Постепенно спектр лабораторных методик расширился: исследование системы гемостаза, тромбоэластография, цитохимическое типирование гемобластозов, целый ряд диагностических тестов анемических состояний, иммунодиагностика. Особое место в моей работе занимали научные разработки, так как связь с кафедрой госпитальной терапии была самая тесная.
Областная клиническая больница – это уникальное учреждение, как мне виделось в 60-70 годы, мозговой центр областного здравоохранения: это мощные научные кадры, подбор интересных больных и обязательная организаторская работа, несмотря на должность. Учились мы не только у старших товарищей, но и друг у друга. Я говорю о Кудрявцевой Маргарите Борисовне, которая многие годы заведовала клинико-диагностическим комплексом. Мы были с ней однокурсницами, почти одногодками. Я не встречала в своей трудовой жизни подобного руководителя: умения масштабно мыслить, способность в совершенстве разбираться во всех разделах лабораторного дела, она имела незаурядные организаторские способности, умение «зажечь» коллектив для общего дела и в то же время соблюдать дистанцию. Всегда хотелось поддержать все начинания Маргариты Борисовны. Это плодотворное сотрудничество помогло мне в дальнейшем стать организатором лабораторной службы в детской клинике.
В 1979г. я перешла в клинико-диагностическую лабораторию детской больницы №8 (ныне детская клиническая больница скорой помощи №3) где открылось наряду с другими гематологическое отделение. Не буду писать о причинах такого «зигзага» — уйти из Alma mater, из областной больницы, которая выучила и вырастила меня.
Всё нужно было начинать сначала, так как лаборатория представляла собой пустыню, где практически не было ничего: ни оборудования, ни опытного персонала. Было только одно — горячее желание выстроить лабораторную службу в короткий срок, так как отделения почти все были заполнены. Нужда в диагностике была велика, в особенности в условиях экстренной помощи детскому населению, а гематологическое отделение нуждалось в специальной диагностике. К этому времени я была уже «взрослым» специалистом с высшей категорией и проработала в «детстве» 28 лет. Но это уже другая история. Была и «битва» за кадры, за оснащение оборудованием, за внедрение новых методов исследования, за научные разработки совместно с кафедрами госпитальной педиатрии под руководством члена-корреспондента РАМН профессора Гавалова С.М. и кафедрой хирургии под руководством профессора Прутовых Н.Н. Эти научно-практические связи сыграли неоценимую роль в развитии лабораторной службы детской клиники.
Немало времени пришлось уделять и общественно- методической работе: я была председателем совета наставников, членом городского лабораторного совета, главным внештатным специалистом Центрального района по лабораторной диагностике (1981-1992гг.), экспертом по клинической лабораторной диагностике при Комитете по лицензированию Новосибирской области (1993-1998гг.).
В заключение хочу сказать, что второй период моей деятельности был не менее насыщенным и активным, чем первый. Появилась потребность все свои знания и опыт передать молодым врачам — это как горение. Во многих лечебных учреждениях работают мои ученики. И этим я счастлива, недаром говорится: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться». Я счастлива вдвойне, потому что уже в зрелые годы, когда интуиция временами покидала меня, я шла, не стыдясь, к своим «детям» — Горошко Наталье Викторовне и Штыренко Ирине Викторовне, врачам детской больницы скорой помощи №3.
Оглядываясь на свою долгую трудовую, творческую (я не оговорилась, именно творческую) жизнь, я рада, что полностью, без остатка реализовала себя на поприще клинической лабораторной диагностики. Это помогло мне и в обыденной жизни: сочувствовать, помогать, учить, любить, быть сильной. Я бы переделала известный афоризм: сгорая сам, свети другим!
Буракова Фаина Сергеевна
Об авторе:
Буракова Ф. С. родилась 27.08.1937г. в г. Новосибирске.
Врач высшей категории клинической лабораторной диагностики, Заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения. Стаж по специальности 44 года. Фаина Сергеевна стояла у истоков становления гематологической службы в г Новосибирске, диагностики онко-гематологических заболеваний; участвовала в открытии новых лабораторий в ряде участковых больниц области, курировала 4 района области.
Работала в 1963-1979гг в Областной клинической больнице, в 1979-2007гг в детской клинической больнице №8 и детской поликлинике №6 Центрального района, которая в 2007г вошла в состав МУЗ «Городская поликлиника №1».
981-1992гг. – Главный внештатный специалист Центрального района по лабораторной диагностике.
1993-1998гг. – эксперт по клинической лабораторной диагностике при комитете по лицензированию НСО.
В январе 2008г. вышла на заслуженный отдых, но не прекратила трудовую деятельность, продолжила работать в общественных организациях, была членом медицинской комиссии Совета ветеранов Центрального района.
Просим отправлять Ваши оценки и комментарии по адресу
nskveteran@yandex.ru
или оставить комментарий на сайте.