Железнодорожному вокзалу «Новосибирск-Главный» сегодня исполнилось 83 года.
Возведение современного здания началось в 1931 году.
25 января 1939 года Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию. «Новосибирские новости» собрали несколько интересных фактов, связанных с историей и современностью здания крупнейшего транспортного узла Транссибирской магистрали, которое признано объектом культурного наследия России регионального значения.
Крупнейший за Уралом
Вокзал «Новосибирск-Главный» — крупнейший за Уралом и второй по величине в России. На первом месте — Казанский вокзал в Москве.
Череда переименований
Главная станция города несколько раз меняла название. До 1909 года она называлась «Обь», потом её переименовали в «Ново-Николаевск», а в 1926 году — в «Ново-Сибирск». Со временем дефис был утрачен, главной вывеской города стало слово «Новосибирск». А новый вокзал первоначально именовали «Новосибирск-Первый». Так он назван на чертеже 1932 года.
От деревянного до каменного
Железнодорожная станция «Обь» была среди первых сооружений будущего города. Её строительство на правом берегу Оби, в начале Среднесибирского участка Транссибирской железной дороги, началось в мае 1893 года. В этом же году на станции построили вокзал пятого, низшего, класса. А в 1897 году был выстроен деревянный вокзал уже третьего класса с залами ожидания, почтой и буфетом. В 1906 году к деревянному зданию пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году — ещё одну.
Восстал из пепла
Первое одноэтажное деревянное здание станции Обь сгорело в 1934-м. Но тогда уже строили новое, современное здание, и весь старый комплекс сооружений сносили без сожаления.
Пилястры и параболы
Центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.
Образ паровоза
В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению Омской железной дороги объявило конкурс проектов здания новосибирского вокзала и получило 45 заявок. Победила концепция сторонника модного в те годы конструктивизма Николая Волошинова, которая называлась «Движение вперёд». Архитектор предложил выполнить строение в лаконичном сдержанном стиле: прямые линии, отсутствие «изысков», простые геометрические формы. В объёмно-пространственном решении вокзала можно угадать образ паровоза, устремлённого на восток. Впоследствии изначальный проект перерабатывали и изменяли несколько раз в духе советской неоклассики.
Вклад Крячкова
В качества консультанта архитекторов, которые работали над изменениями и завершением проекта, выступил Андрей Крячков, наиболее активный участник строительства города в 1920-х годах. Его зданиями застроена практически вся центральная часть Новосибирска. Крячков — автор Стоквартирного дома, Городского торгового корпуса, Крайисполкома (здание правительства Новосибирской области), Реального училища имени Дома Романовых, Коммерческого собрания (театр «Красный факел»), Часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая и других знаковых зданий.
Советские решётки
Со времён строительства вокзала в восточном зале ожидания сохранились лишь вентиляционные решётки с советской символикой и двери гостиницы, опоясывающие второй этаж фойе вместе с балконом. Всё остальное внутреннее убранство заменили во время капитального ремонта в конце 1990-х.
Паровоз «Проворный»
С западной стороны, между вокзалом «Новосибирск-Главный» и пригородным вокзалом, в стеклянном ангаре стоит макет паровоза «Проворный», работавшего в 1840-х годах на Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Он был изготовлен на заводе Стефенсона.
696 минут Ленина
В 1897 году на станции «Обь», что находилась на месте современного вокзала «Новосибирск-Главный», по пути в ссылку в Шушенское останавливался Владимир Ульянов, впоследствии известный как Ленин. Будущий вождь мирового пролетариата прибыл почтово-товарно-пассажирским поездом №4 на конечную станцию Западно-Сибирской железной дороги Кривощёково на левом берегу 1 марта 1897 года в 9 часов 25 минут вечера. Железнодорожный мост тогда уже был построен, но движение по нему запущено ещё не было. Через реку Владимир Ильич перебрался по льду на санях. А утром 2 марта в 9 часов 1 минуту с правобережной станции Обь он отправился далее — в Красноярск. В посёлке Ново-Николаевском Ленин пробыл 696 минут.
Киоск Шеина
В начале прошлого века на вокзальной площади находился торговый киоск некого Шеина. Павильон содержался на средства Обской группы РСДРП. Под прикрытием торговли революционеры принимали с прибывавших поездов нелегальную литературу, а затем распространяли её дальше — по указанию партии. Организатором процесса называют слесаря железнодорожного депо, профессионального революционера Дмитрия Шамшурина, имя которого носит ближайшая к вокзалу улица.
Вокзал в цифрах
Одновременно здание вокзала «Новосибирск-Главный» общей площадью около 30 000 кв. м. может вместить почти 4000 пассажиров, а ежегодный пассажирский поток сегодня — 16 млн человек.