И пусть продлят им годы небеса!..

К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне Кировский РСВ Эстафета патриотизма поколений

В Совете ветеранов Кировского района начата подготовка материала к созданию небольшого буклета о судьбе жителей Ленинграда, эвакуированных в г.Новосибирск и проживающих в данное время в Кировском районе. Их всего четырнадцать человек. Это материал об одной из них.

Суворова Маргарита Андреевна

Суворова (Салтыкова) Маргарита Андреевна родилась 29 декабря 1932 года в Ленинграде. К началу войны в семье подрастали две дочки – Маргарита и Аня. Мама работала швеей, воспитывала их одна, т.к. отец, Андрей Назарович Салтыков, воевал и погиб на финской войне в 1939 году.
Помогали дедушка с бабушкой. Дед, Александр Цирулис, принимал участие в боях 1-й мировой войны.

Семья жила в Ленинграде в пятикомнатной квартире в четырехэтажном доме, где все вместе проживали 14 человек -родственников. Один из родственников упал и умер от голода прямо у станка на заводе, где он работал.
В городе была установка – у кого в семье больше 1 ребенка – эвакуировать. С одним ребенком – оставляли – надо было кому-то работать. Семью Маргариты Андреевны эвакуировали в конце лета 1941 года, ей было 8,5 лет, сестре 4 года.

Сначала на катерах под бомбежкой фашистов по Ладожскому озеру, затем в телячьих вагонах на товарном поезде. Ехали 21 день. На каждой станции, при остановке, давали питание и пить. Много людей в дороге умерли, некоторые отстали при попытке набрать воды на остановке – поезд никого не ждал.

В Новосибирске их расположили сначала в большом зале вокзала. Все садились в кружок. Когда подходило время спать, по очереди дежурили, – на вокзале усиленно орудовали воры. Чемоданы клали под голову. По инструкции, которой их оповещали, можно было взять на человека только две поклажи. Из вещей – смена белья и документы, которые нужно было спрятать в узелок.

Чемоданчик с вещами, несмотря на дежурство, у мамы Маргариты Андреевны все-таки вытащили. Там были все документы и вещи.

Через трое суток семью распределили в Зеленстрой, увезли на новое место на полуторке. Людей, как говорили, вербовали на работы. Но это было спасение. Семьи были обеспечены жильем, питанием, одеждой. Увезли в с. Бугры. Поместили жить в овощехранилище. На взгляд ленинградцев, бугринские женщины жили хорошо – все имели хозяйство, управлялись с ним. Жили рынком – продавали то, что давало хозяйство. Работать, как им, ленинградцам, местным хозяйкам было просто некогда.

Чтобы добраться до нынешнего Ленинского района из Бугров, ходили пешком, через Башню водонапорную. Она стояла одиноко, вокруг были картофельные поля. Сейчас – это густонаселенный район «Башня» в Ленинском районе города.

Вскоре из овощехранилища их переселили в большой длинный белый барак. Их теперь так и звали – бараковские. Местные не совсем дружелюбно относились к ним: «Когда же вы уедете?». Приходила комиссия, уточнявшая жилищные условия. Ленинградцам непривычен был сибирский говор. Когда спрашивали: «У вас койки есть, пимы есть?» — они не понимали, о чем идет речь. Потом им «перевели»: койка – это кровать, пимы — это валенки.

Детей школьного возраста определили в школу № 63, которая находилась в то время в Буграх. Мальчики и девочки учились отдельно. До 4 класса в школе преподавала Батурина Екатерина Дмитриевна. По словам Маргариты Андреевны, она была детям как мать. Приглашала их часто к себе домой, угощала. С 5 по 7 класс классным руководителем была Ларичева Наталья Павловна. Тоже добрейшей души человек. Она советовала Маргарите Андреевне идти учиться на врача. К зиме детям одеть было нечего – выезжали из Ленинграда в теплое время. Одевали на новом месте всем миром. Жители Бугров, учителя, знакомые.

Мама работала птичницей, потом в поле. Она была городская женщина, работать в селе было непривычно, непросто и тяжело. Потом плели маты, дети помогали взрослым.

После окончания 7-летки, Маргарита Андреевна очень хотела идти дальше учиться. Поступила в швейный техникум. Начала учиться, приходилось ездить на пригородной электричке – от ст. Бугры до ост. Блокпост. Народу много. Ездили на подножке вагона. Наступил ноябрь месяц. Надеть было нечего, надо было зарабатывать на хлеб. Пришлось оставить учебу. И она пошла работать на завод «Электромоторный», возле «Сибсельмаша», который в то время был под номером, секретный, работники подписывали соглашение о неразглашении.

После войны Маргарита Андреевна с сестрой и матерью написали письмо на адрес своей старой квартиры, с просьбой, просто ответить. Им ответили. Там жили уже другие люди. Вернуться было некуда.

Проработала она на заводе почти всю жизнь, вышла замуж. У Маргариты Андреевны – два сына, 5 внуков, 6 правнуков. Муж, Виктор Михайлович Суворов, был любителем рыбалки. Ловил на реке Тула, она была многоводная, рыбы было много.

Сейчас Маргарита Андреевна проживает в Кировском районе. Живет одна. Муж умер 10 лет назад. В свои 92 года она категорически не хочет принимать помощь соцработника – я должна двигаться и делать все сама. Передвигаясь с двумя костыльками, она бодро разговаривает, с удовольствием общается.
Вот такой он — ленинградский дух!

Запись сделана 26.01.24 председателем патриотической комиссии Совета ветеранов Кировского района г.Новосибирска Гачко М.В.

1 thought on “И пусть продлят им годы небеса!..

  1. Спасибо совету ветеранов Кировского района за бережное отношение к людям, пережившим блокаду Ленинграда и пополнение истории страны о мужестве народа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *