Горьковский Петр Андреевич: Учитель, Солдат, Герой.

Новости

Ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны майор Горьковский Пётр Андреевич. В феврале ему исполнилось 99 лет.

Пётр Андреевич Горьковский – удивительный и прекрасный человек. В 18 лет молодой учитель добровольцем ушел на фронт.
Как радист прошел войну от начала до конца, от Воронежа до Вены. Вернулся домой и добился необыкновенных результатов в профессии, всегда был в образовании и до последних дней встречался с детьми.

Родился и вырос в селе Баклуши Доволенского района Новосибирской области.
С самого детства Петр Андреевич работал в колхозе, прошёл все специальности сельского труженика: был копновозом, на граблях сидел, на косилке, метал сено и на шлейке с лошадьми был поводырём.
Трудился во всю, знал эти профессии, которых сейчас уже и нет.

Когда началась война, Петр Андреевич был студентом последнего, третьего, курса. Сдавал экзамены и ждал — направят ли его в школу или сразу призовет военкомат.
Старшие братья уже ушли на фронт. Но ему было на тот момент 17,5 лет и в армию его взять не могли. Сказали: призовем, вызовем. Получил аттестат и направление на работу в село Конёво Здвинского района. Там была только начальная школа и он стал учителем во втором классе.

«Атмосфера в школе была обычная. Дети маленькие еще. 42 человека в классе. Мальчики и девочки в форме, красивые сидят. Зайдешь в класс и душа радуется: они все такие стеснительные, деревенские дети. Внимательно слушают, боятся пошевелиться. Работать было приятно, — рассказывает Петр Андреевич. — Родители знали, что я написал заявление в военкомате, что неизвестно сколько проработаю – месяц, два. Я и сам не знал. В итоге, через три месяца пришла повестка, я очень ждал этого момента. Распрощался с деревней, с ребятишками и уехал в родное село.
Дома устроили проводы, собрали всех родственников. Я не могу забыть глаза матери, которая уже знала, что может не дождаться меня живым. Вот такой вот ком в горле. Заплакать я не мог. Попрощались и в ночь, на колхозных санях, с извозчиком, мы отправились в райцентр — в Довольное, 40 км в пути».

На фронт
Весной 1942 года отправились на Северо-Западный фронт. Но немцы пошли на Сталинград, и дивизия была переброшена под Воронеж, где еще не было признаков войны. У ребят было время подготовить линию обороны: окопы, проволока, минные поля, круговая оборона, закопали машину РСБ и сделали землянку для ночлега. Через некоторое немцы начали бомбить город.

«Воронеж – это моё первое боевое крещение. За один день – солнечный, такой хороший был день – отбомбили. От Воронежа ничего не осталось. В минуты затишья нас отправляли в город помочь населению. Раненых было много, убитых. Там кровь чавкала под ногами. Немцы знали, что всё эвакуировано и в городе ничего военного нет. Но они все равно бомбили. Детские сады, школы, госпиталь на 500 человек. У них задача была уничтожить наше государство и истребить-перебить наш народ. Они так поступали на оккупированных территориях, на передовых и с мирным населением» — говорит Петр Андреевич.

Есть известная история, как в Воронеже Петр Андреевич помог нашим разведчикам захватить «языка», когда было важно узнать точное расположение немецких частей. Он вспоминает, что во время разговора с ребятами-разведчиками ему на глаза попался сатирический журнал с карикатурой на Гитлера. Он сказал, «если найдете лист большой фанеры, то помогу вам взять разведчика. Давайте нарисуем на доске его, яркого, в рост». Все рассмеялись и согласились.

Выбрали день – дождь, темнота. Выставили фанерную фигуру на нейтральной линии, на видном месте, поближе к передовой, к немцам. Провели туда линию связи и поставили громкоговоритель, на радиостанции завели «Катюшу». Немцы в это время кричали везде «Рус, сдавайся!», бросали листовки «Это ваша путевка!». Но когда они услышали «Катюшу», то прекратили все разговоры, перестали орать. Наши разведчики остались в засаде ждать немцем, которые пойдут карикатуру снимать, ведь стрелять они в своего фюрера не могли.

— «Разведчикам посчастливилось. Пришли немецкий унтер-офицер и рядовой. Наши их взяли, засунули кляп в рот и в часть. Я принимал участие в этом допросе, немецкий язык в училище хорошо учили, многое понимал, разбирал. Поэтому помогал, пока штатного переводчика еще не было в дивизии. Немцы рассказали все честно, потому что дрожали перед нами. Мы узнали, сколько частей, где стоят, какие части, пушки, сколько танков. Это очень пригодилось, когда мы перешли в наступление под Воронежем, помогли дивизии прорвать фронт», — с гордостью рассказывает Петр Андреевич.

Затем была Курская битва, где Петр Андреевич уже стал начальником радиостанции в штабе командующего артиллерией дивизии.

-» Это жесточайшее сражение, которое завершило коренной перелом в Великой Отечественной войне. Если в Сталинграде немцы победу проиграли, а наши её выиграли, то на Курской дуге немцы проиграли войну. Инициатива перешла в наши руки, и мы с этого времени начали наступать, — отмечает наш герой. — Закончилась война для меня за Прагой. Мы как радисты слушали все, разбирали немецкую речь, понимали, что заключен в Берлине договор. Группировка в Праге не хотела сдаваться в плен и подчиняться приказу, отступали к американцам, власовцы отступали. У нас была команда: не дать им возможности уйти, окружить, уничтожить. Наша дивизия, в том числе, занимала эти позиции и громила этих немцев и власовцев. Уже когда была объявлена капитуляция, наши ребята продолжали гибнуть на этом участке. Трудно было потерять товарища, когда уже знал о Победе. Мы их взяли, дивизию расформировали — она уже была не нужна на этом участке фронта. И наш батальон попал в 676 гаубичный гвардейский артиллерийский полк, который дислоцировался к Вене, в венском лесу. Там, только 22 мая, мы праздновали День победы. Накрыли столы. Лето, светло, тепло, радостно. Залпы в честь победы. Уже планы строили, что будем делать дома, когда вернемся».

Петр Андреевич награжден медалью Жукова, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
После событий в Праге награжден орденом Отечественной войны I степени. Первую медаль «За отвагу» получил после форсирования Днепра и участия в освобождении таких украинских городов, как Киев, Фастов, Белая церковь. Вторую медаль получил за личный подвиг в Вене, когда в бою помог восстановить телефонную связь.

Призвание
Петр Андреевич как учитель был демобилизован еще в октябре 1945 года — он нужен был дома, в профессии.
Сразу после возвращения его назначили учителем 3 класса, в родном селе, в школе, в которой он сам учился.
Условий для работы не было. Старое школьное здание отдали под интернат для ленинградских детей. Часть уроков вели в бывшем купеческом доме, где окна без стекол забили фанерой, не хватало ламп, керосина, дров, даже бочки с питьевой водой, чтобы напоить детей, не было. Класс молодому педагогу достался самый трудный – с детьми 12-13 лет. Через три месяца Петра Андреевича назначили директором школы.

— «Было сложно. Но я все вопросы и трудности решал, не боялся. Как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж. Меня поддерживали учителя, коллектив. Кроме меня, в школе работал еще один фронтовик, он вел военное дело. Потом пожилые учителя уходили, а десятиклассники наши проходили краткосрочные курсы при районном отделе образования и их направляли в образовательные учреждения работать. У нас была такая школа, которая готовила учительские кадры, — с радостью, улыбаясь, вспоминает Петр Андреевич. — Я там школу построил сразу после войны. Все удивлялись. 150 км от железной дороги. Ни леса, ни кирпича – ничего не было, а я построил школу. На 4 класса. Была учительская. Потом пристроил раздевалку, кабинет директора, библиотеку. А помимо всего я был еще на общественной работе как секретарь партийной организации. 5 колхозов входило в состав Баклушевского сельского совета. В каждом колхозе 1-2 коммуниста в то время, в основном, фронтовики, все старше меня. А мне 22 года, и я руководил уже. Но все с уважением относились, находили общий язык, помогали школе, например, давали транспорт, чтобы привести дров».

За хорошую работу Петра Андреевича избрали в состав райкома партии, вскоре он стал заведующим отделом пропаганды и агитации, а потом и секретарем райкома по идеологии. В итоге 13 лет провел на партийной работе. Заочно закончил исторический факультет педагогического института и захотел снова вернуться в сферу образования. Пять лет являлся директором средней школы в Довольном и 10 лет возглавлял отдел народного образования в Мошковском районе.

В 1988 году Петр Андреевич ушел на пенсию и переехал в Новосибирск.  До последних дней он сохранял оптимизм, светлую, ясную память и большую любовь к жизни.
Он активно помогал ветеранскому движению и регулярно встречается со школьниками и студентами.
С уроками мужества был практически во всех образовательных организациях родного Октябрьского района, в педагогическом университете, выступал в Бердске, Маслянино, Болотном.

— «Я с молодёжью общаюсь, как участник, как живой представитель, живой человек которого ранило, который выжил и активно работал после войны. Рассказываю им правду о войне, жизни, о своем жизненном пути. Как учитель я могу заинтересовать школьников. Воспитываю в этих ребятишках патриотизм. Советую им читать подлинную литературу, дневники и воспоминания наших полководцев, — делится Петр Андреевич. — Особенно подчеркиваю, что я не один такой герой. Мы дружно победили, когда все вместе воевали: бабушки ваши были в тылу, ваши сверстники тоже работали на заводах и фабриках, в полях. Без этого не было бы Победы».

Светлая память об Учителе, Солдате, Герое — Горьковском Петре Андреевиче навсегда останется в сердцах ветеранов и молодежи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *